Научная деятельность

Кафедра развивает следующие научные направления:

1. Социальная философия и антропология (руководители: д.ф.н., профессор Булдаков С.К., д.ф.н., профессор Яковлев В.Ю., д.ф.н. профессор Ковалева С.В.; к.ф.н., доц. Тарковский В.Н., к.ф.н., доц. Шульгина Л.А., к.ф.н., доц. Рудницкая Т.Ю., к.с.н., доц. Караваева В.А.)

Лидерами этого направления с позиций комплексного философско-эпистемологического подхода научная рациональность представляется как узкоспециализированная форма отношения человека к действительности, зачастую не учитывающая систему ценностных установок культуры и способов социального бытия человека. Научное знание должно осмысливаться в контексте определенного миропонимания (феноменологического горизонта), «выполняющего функцию нормативного регулятора процесса познания» (проф. Яковлев В.Ю.). Обосновывается ограниченность классического понимания принципа объективности знания с позиций «аксиологического поворота» в методологическом самосознании современной науки. Характерное для классической эпистемологии противопоставление ценностей и истины как взаимоисключающих модусов знания переосмысливается в постнеклассической рациональности науки с позиций их когерентного взаимодействия.
Современные социальные исследования нацелены не на изучение самого человека, взятого в своей сущности, в бытии, а на общественные явления, рассматриваемые с точки зрения традиционной культуры. Тогда «общественные учреждения, культурные образования, институты – это только модусы, аспекты бытия человека»(проф. Ковалева С.В.).На ее взгляд, современная кризисная ситуация, характеризующаяся ослаблением и разрушением связей, рассогласованностью различных секторов общественно-социальной и научно-познавательной сфер творческо-практической деятельности человека, требует своего решения через обретение устойчивого центра. Как представляется, положительный результат поиска будет осуществлен в рамках философско-антропологической концепции, согласно которой все смыслополагающие формы деятельности, происходящие как в культурно-историческом, научно-познавательном пространстве, так и в природно-материальной реальности, будут осмыслены, поняты и оценены с точки зрения человека, обладающего в своей сущности духовно-творческим уровнем сознания.
Цель исследований – «выявить основные подходы и тенденции в изучении сознания человека, существующие в классической философии, определить взаимосвязь этих положений с русской религиозной философией и философией экзистенциализма, показать значение классической и экзистенциальной философии в определении проблемы человека».
«Образование как социально-философская категория и одновременно социальный институт воспроизводства человека и общественного (социального) интеллекта» – третья тема направления. «Актуальность темы исследования определяется тем, что будущее бытия человечества в XXI веке означает выдвижение человека, его интеллекта, общественного интеллекта в центр социально-экономического механизма устойчивости цивилизационного развития» (проф. Булдаков С.К.)

Ключевые слова: общество, человек, философская антропология, онтология, гносеология, аксиология, социология, логика, этика, эстетика, религия;

2. Институционализация диалога государства и гражданского общества в сфере публичной политики современной России (руководитель к.ф.н., доц. Зайцев А.В.)

По паспорту специальности: 23.00.02 – политические науки (политические институты, процессы и технологии) и 22.00.05 – социологические науки (политическая социология).
Исследовательский комитет Российской ассоциации политической науки (РАПН) по гражданскому обществу, публичной политике и конфликтологии.
Более широко: «Диалог государства и гражданского общества в контексте социальных и политических коммуникаций современной России».
Объект исследования: диалог государства и гражданского общества и процесс его институционализации в сфере публичной политики.
Предмет исследования: содержание, сущность, динамика и этапы институционализации диалога государства и гражданского общества.
Цель исследования: на основе изучения и анализа зарубежных и российских практик дискурсивного взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества, создать научную теорию институционализации диалога государства и гражданского общества в сфере публичной политики современной России («Диалогика гражданского общества»).
Прикладной характер: Разработка социально-коммуникативных технологий и методов управления PR-коммуникациями в режиме диалога с целью снижения степени конфликтности во взаимодействии органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества.
В контексте научного направления проведены социологические исследования:
1. «Состояние публичной политики и состоятельности институтов, механизмов и субъектов публичной политики в Костромской области» (2012 и 2013 гг.).
2. «Развитие навыков и обучение технологиям формирования и отставания общественных интересов при решении приоритетных задач социальной сферы региона» на примере Костромской, Ярославской областей и республики Татарстан (грант Института проблем гражданского общества Ярославская региональная общественная организация поддержки гражданских инициатив «Диалог» проект №555-13) в 2014 г.
Опубликовано 5 монографий (в.ч. 3 коллективных, 2 авторских), 105 статей, исследований в т.ч. 32 в журналах из списка ВАК, в т.ч. 2 статьи в изданиях, включенных в крупнейшую авторитетную международную базу ERIH PLUS (учитывается в отчете вуза). Две статьи в журналах ВАК (из базы ERIH PLUS) приняты к публикации. 66 статей включены в РИНЦ. Общее количество цитирований по РИНЦ – 418. Индекс ХИРША – 12.

Ключевые слова: политическая онтология и эпистемология, философия диалога, интерсубъективность, коммуникация, коммуникативные модели, политическая лингвистика, демократия, пропаганда, манипуляция, гражданское общество, социум;

3. Ценностные основания гуманизма в русской культуре (рук. д.филол.н., профессор Ёлшина Т.А.; к. культ., доц. Ахунзянова Ф.Т., к. культ., доц. Ращевская Е.П.)

Гуманизм рассматривается как мировоззрение, генетически связанное с религиозной нравственностью, которое позволяет своим приверженцам быть свободными в вопросах веры, но несвободными в вопросах нравственности. Отличаясь исключительной адаптивностью к изменяющимся социально-культурным условиям, гуманизм дает возможность общаться поверх национальных и религиозных барьеров. В концептуальной модели гуманизма заключена уверенность человека в самом себе, в способностях самостоятельно и радикально изменять жизнь; гуманизм сочетает в себе рациональность мысли с иррациональностью творчества. Особый интерес для исследователей представляет эпоха рубежа XIX-XX вв.: пространство Серебряного века (Ёлшина Т.А), культурософия Д.С. Мережковского (Ахунзянова Ф.Т.) и Д.Л. Андреева (Ращевская Е.П.). Авторами выделяются четыре аспекта амбивалентной идеологии гуманизма как доминирующие в художественном сознании эпохи: личностный, творческий, метафизический, социальный. Широкий историко-литературный и религиозно-философский материал, включающий региональный компонент, стал основой для формирования концепции гуманизма, в которой постулирована генетическая связь гуманизма с религиозной нравственностью.
Результатом научных исследований стали одна докторская и три кандидатские диссертации, пять монографий, в том числе:
Проблема гуманизма в культуре Серебряного века: кол.монография / под ред. Ёлшиной Т.А.. – Кострома, 2005.
Ёлшина Т.А. Художественно-эстетические проблемы гуманизма в литературе Серебряного века. – Кострома: КГТУ, 2006.

Ключевые слова: гуманизм, русская культура, литература, культурный ренессанс, Серебряный век, творческий метод, художественное сознание, жизнетворчество, символизм, акмеизм, миф, эстетика, эсхатология;

4. История российской интеллигенции (руководители: д.и.н., проф. Соловьев А.А., д.и.н., зав. каф. Зябликов А.В.)

Интеллигенция – важный объект и субъект исторической науки и обществознания. Существование человечества в значительной степени обеспечивается деятельностью интеллигенции – от определения актуальных направлений научно-технического прогресса до выработки мер, предотвращающих дегуманизацию общества. Сочетание приемов и методов различных наук, комплексное использование различных методик позволяет охватить все аспекты генезиса, формирования, становления, развития и деятельности интеллигенции.
В исследованиях А.А. Соловьева анализируются разнообразные концептуальные модели в опыте взаимоотношений двух социокультурных феноменов в контексте интеллектуальной и духовной истории. Интеллигенция и Церковь как знаковые системы, отражающие спектр ментальности и самоидентификации этноса, рассматриваются в соотношении системного и теоретико-множественного подходов. Постулируется методологическая стратегия, способная объективно реконструировать систему взаимоотношений интеллигенции и Православной Церкви, выявить параметры ее историко-культурного постижения, актуализируются сущностные категории, входящие в пространство духовной культуры в целом.
Исследования А.В. Зябликова посвящены истории российской художественной интеллигенции, выявлению ее сущностных черт. В частности, обращается внимание на такие особенности художнической ментальности, как сильная историческая интуиция, особый тип потестарного сознания, особый тип политического позиционирования, индуктивный и синархический характер художнического метода познания мира. Художник хорошо чувствует иррациональную сущность человека и самой истории. Отсюда – острый интерес к проблеме практической теургии, вера в преображение жизни посредством искусства.
Авторы активно участвуют в работе НИИ интеллигентоведения, созданном на базе Ивановского государственного университета, являются постоянными авторами журнала «Интеллигенция и мир» (входит в перечень ВАК), участвуют в создании коллективных монографий, издаваемых НИИ.

Ключевые слова: история, культура, мировоззрение, интеллигенция, интеллектуалы, политическое сознание, политическая идентичность, идеология, политическая партия, религиозное сознание, национально-исторический идеал, творческие и профессиональные союзы, Церковь, либерализм, консерватизм, монархизм, радикализм;

5. Аграрная история России (руководитель: д.и.н., проф. Смурова О.В.)

Ключевые слова: история, культура, крестьянство, ремесла, промыслы, отходничество, традиции, жизненный уклад,синкретизм,община.

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Все преподаватели кафедры участвуют в научно-исследовательской работе. По результатам исследований опубликовано около 20 монографий, защищены 3 докторские и 3 кандидатские диссертации, созданы сборники научных статей. Преподаватели кафедры участвуют в коллективных монографиях и выступают на научно-практических конференциях, осуществляют экспертную деятельность. На кафедре создана научная «Лаборатория текстологических исследований», работают центр патриотического воспитания «Наследие» и Межрегиональный научно-просветительский центр им. И.А. Дедкова.


Усилиями кафедры был создан учебно-методический комплекс для преподавания дисциплин историко-культурного цикла. В него входит набор аудио- и видеоматериалов, фотоиллюстрации, слайды, видеофильмы и набор тестов проверки знания студентов. На кафедре ведет работу методический семинар, на котором обсуждаются методические пособия по дисциплинам историко-культурного, филологического и философского цикла, подготовленные преподавателями кафедры и готовящиеся к выходу в свет, новинки методической литературы. работает секция «Преподавание русского языка как иностранного». Существующие на кафедре научные школы ведут активную научно-исследовательскую работу среди аспирантов, соискателей, студентов и школьников.

Тематика научно-исследовательского поиска кафедры сосредоточена на следующих направлениях гуманитарного знания: культурология, филология, краеведение, социальная философия, философия науки, социология, этнография, искусствоведение, театроведение и др.
Усилиями кафедры проводятся три ежегодные научные конференции: «Твои века, Кострома», «Университет как пространство культуры», «Дедковские чтения». Ежегодно в стенах КГУ собираются специалисты в области филологии, культурологии, истории, краеведения, журналистики, литературной критики. В разные годы в конференциях участвовали ученые из г. Москвы, Ярославля, Твери, Новосибирска, Иваново, Самары.

ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

На базе Межрегионального научно-просветительского центра им. И.А. Дедкова: работают клубы и творческие студии: вокальная и театральная. Клубы постоянно взаимодействуют, организуя совместные литературно-музыкальные, научно-познавательные и праздничные мероприятия. Вся содержательная работа клубов реализуется в эстетическом и научно-просветительском направлении.


 

Top
moncler pas cher moncler pas cher moncler pas cher doudoune moncler pas cher doudoune moncler pas cher doudoune moncler pas cher doudoune moncler pas cher doudoune moncler pas cher doudoune moncler pas cher piumini moncler outlet piumini moncler outlet piumini moncler outlet piumini moncler outlet piumini moncler outlet piumini moncler outlet piumini moncler outlet piumini moncler outlet piumini moncler outlet parajumpers pas cher parajumpers pas cher parajumpers pas cher parajumpers pas cher parajumpers pas cher parajumpers pas cher golden goose outlet golden goose outlet golden goose outlet golden goose outlet golden goose outlet golden goose outlet nike tn pas cher nike tn pas cher nike tn pas cher nike tn pas cher nike tn pas cher nike tn pas cher stone island outlet stone island outlet stone island outlet stone island outlet stone island outlet stone island outlet nike tn pas cher nike tn pas cher cheap nfl jerseys supreme outlet