Научная деятельность

УЧЕБНАЯ, НАУЧНАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАФЕДРЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ

В своей деятельности кафедра руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Уставом Университета, положением о кафедре, локальными актами университета. Основной целью деятельности кафедры является подготовка специалистов в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего образования РФ в области филологии и журналистики, педагогического образования с двумя профилями – русский язык и литература.
Основными направлениями деятельности кафедры являются учебная, научно-исследовательская, международная, социально-воспитательная работа.
Учебная деятельность.
Кафедра обеспечивает реализацию следующих образовательных программ высшего образования: бакалавриат – 42.03.02 – Журналистика; квалификация выпускника – бакалавр (очная форма обучения); срок обучения – 4 года.

44.03.05 – Педагогическое образование (профили – русский язык и литература), квалификация выпускника – бакалавр (очная и заочная формы обучения); срок обучения – 5 лет; 45.03.01 – Филология (профиль – отечественная филология), квалификация выпускника – бакалавр (очная форма обучения); срок обучения – 4 года; магистратура – 46.04.01 – Филология (профиль – отечественная филология), квалификация выпускника – магистр (заочная форма обучения); срок обучения – 2 года, 6 месяцев;

подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура) – 45.06.01 – Языкознание и литературоведение (направленности: 10.01.01 – русская литература; 10.02.01 – русский язык); квалификация выпускника – Исследователь. Преподаватель-исследователь; срок обучения – 3 года (очная форма обучения), 4 года (заочная форма обучения).

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Научная деятельность кафедры связана, прежде всего, с четырьмя ключевыми направлениями:
1. Духовно-нравственные основы русской литературы.
Научные руководители: д.ф.н., профессор Ю.В. Лебедев, д.ф.н., профессор В.В.Тихомиров.
Участники: д.ф.н., профессор Н.Г. Коптелова, к.ф.н., доцент А.Н. Романова, к.ф.н., доцент Е.Н. Белякова, к.ф.н., доцент А.К. Котлов, студенты-филологи.
Цель – исследование национальной специфики русской литературы.
Задачи:
 описание генезиса русской литературы и определение её духовно-нравственных основ;
 постижение христианских истоков проблематики и поэтики русской литературы;
 выявление и анализ её ценностных ориентаций;
 изучение влияния национального менталитета на образное мышление русских писателей;
 осмысление генетических связей русского национального сознания и метода, стиля, жанровой системы авторов ХIХ – ХХ веков;
 исследование эстетической природы русской литературной критики и соотношение её с западной традицией;
 разработка методов преподавания русской литературы в высшей и средней школе, способствующих глубокому освоению предмета и духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
Фото 1. Участники Кирилло-Мефодиевских чтений.

2. Русская фразеология и фразеография.
Научные руководители: д.ф.н., профессор, с.н.с. А.М. Мелерович, д.ф.н., профессор И.Ю.Третьякова.
Участники: к.ф.н., доцент А.Е. Якимов, к.ф.н., доцент Е.Н. Недельчо, студенты-филологи.
Цель: исследование семантической структуры и закономерностей функционирования фразеологических единиц в различных речевых сферах.
Задачи:
- изучение особенностей динамики фразеологической системы русского языка в синхронии и диахронии;
- выявление специфики фразеологической интертекстуальности: описание моделируемости фразеологизмов различных структурно-семантических групп;
- изучение концептуального содержания фразеологизмов в различных дискурсах.
Предмет исследования: семантика и структура фразеологических единиц русского языка, семантические и структурно-семантические изменения фразеологизмов, интертекстуальные связи фразеологизмов, окказиональная деривация устойчивых единиц.

3. Костромская диалектология и ономастика на общеславянском фоне.
Научные руководители: д.ф.н., профессор, с.н.с. Н.С.Ганцовская, к.ф.н., доцент Е.В.Цветкова.
Участники: к.ф.н., доцент И.В. Лебедева, студенты-филологи.
Цель: исследование региональных особенностей речи жителей Костромской области (костромского региолекта) на разных ярусах языка, в разных аспектах и формах на фоне как других русских народных говоров, так и в пределах Славии.
Задачи:
Изучение фонетических, морфологических, словообразовательных, лексических, синтаксических особенностей костромских говоров. Целостное изучение и систематизация костромской диалектной лексики, ономастической лексики на основе лингвистических, лингвогеографических и лексикографических исследований. Проведение полевых экспедиций по исследованию говоров Костромской области. Сотрудничество с академическими научными учреждениями России: Словарным сектором Института лингвистических исследований РАН (СПб.), Отделом диалектологии Института русского языка РАН (Москва); с учреждениями культуры и народного образования города Костромы и Костромской области. Организация работы лаборатории лингвокраеведения и славянской филологии. Пополнение фондов лаборатории лингвокраеведения и славянской филологии (картотеки Костромского областного словаря, картотеки Костромского топонимического словаря, хрестоматийных материалов, картотеки материалов для ЛАРНГ и мн. др.). Проведение мероприятий, целью которых является обсуждение актуальных проблем диалектологии, лингвокраеведения и др. областей науки, связанных с тематикой НИД, представление нового диалектного материала. Изучение опыта коллег из других вузов, осуществление взаимообмена опытом НИР. Участие в общенациональном проекте «Лексический атлас русских народных говоров» (ЛАРНГ) (пополнение картотеки ЛАРНГ новыми материалами, участие в конференциях по проблемам ЛАРНГ и картографических семинарах, публикации в сборниках научных трудов «ЛАРНГ», составление лингвистических карт и т. д.). Осуществление этнолингвистических и лингвогеографических исследований. Подготовка материалов для создания полного Костромского областного словаря, других словарей (языка писателей, связанных с костромским краем; жаргонной лексики, микротопонимии, тематических и т. д.).

4. Литература Костромского края в контексте общероссийского литературного процесса.
Научные руководители: д.ф.н., профессор Ю.В.Лебедев, к.ф.н., доцент А.Н.Романова.
Участники: д.ф.н., профессор Н.Г. Коптелова, к.ф.н., доцент А.Н. Романова, к.ф.н., доцент Е.Н. Белякова, к.ф.н., доцент А.К. Котлов, доцент В.С. Елманов
Цель – исследование литературы Костромского края с древнейших времен до современности в контексте общероссийского литературного процесса.
Задачи:
- исследование «костромского текста» русской литературы в содержательном и функциональном плане;
- изучение воздействия «костромского текста» на историю русской литературы;
- содержательное и методическое обеспечение преподавания литературы Костромского края в вузе и школе;
Ключевые слова: литература Костромского края, литературное краеведение, краеведческий компонент в преподавании литературы в вузе и в школе; исследование регионального компонента русской литературы.
Рис. 11 международная научно-практическая конференция «Современные проблемы филологического анализа текста в школе и вузе».
Традиционными стали организуемые кафедрой представительные научные конференции по всем указанным направлениям.


МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Интенсивно осуществляются обменные учебные стажировки костромских студентов и студентов философского факультета Университета Палацкого г. Оломоуца – второго по возрасту высшего учебного заведения Чехии после Карлова университета.

 Чешские студенты на стажировке в институте гуманитарных наук и социальных технологий.

Преподаватели кафедры поддерживают тесные научные контакты с коллегами из Германии, Англии, Армении, Белоруссии и других европейских стран.

СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА


Кафедра принимает непосредственное участие в формировании у студентов необходимых профессиональных и личностных компетенций и во внеаудиторной деятельности. Основным направлением в этой области стала поддержка студентов в различных культурных фестивалях и конкурсах, а также система кураторства.

 Участники кукольного спектакля.

Студенты успешно самореализуются в творческой деятельности, участвуя в спектаклях, концертах. Много лет ядром фольклорно-этнографического ансамбля «Гралица» являются преподаватели кафедры и студенты-филологи.

Фольклорно-этнографический ансамбль «Гралица».

Особую значимость кафедра видит в сопровождении и методической помощи студентам-журналистам в реализации ими социальных проектов, в развитии у них практических навыков будущей профессиональной деятельности во внеаудиторное время.


Студенты-журналисты во время проведения научной конференции.

 

Top