История кафедры

В 2001 году ректором КГУ им. Н.А. Некрасова Н.М. Рассадиным был подписан приказ №2269/3 от 05.07.2001 о создании кафедры специальной педагогики и психологии в структуре института педагогики и психологии. На должность заведующей кафедрой была приглашена Е.В. Мальцева. С 2006 года заведование кафедрой осуществляет Е.В. Куфтяк.

Подготовка специалистов для работы с детьми с отклонениями в развитии в университете была организована с 1 сентября 1997 года, а с 2011 года с переходом на двухуровневую систему подготовки кафедра ведет подготовку специалистов по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» (бакалавр). На протяжении одиннадцати лет кафедра осуществляла подготовку по специальности 031100 «Педагогика и методика дошкольного образования» (заочная форма обучения), в 2012 году были открыты очная и вечерняя формы обучения по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» профиля «Дошкольное образование».

В 2013 году получена лицензия на открытие магистратуры по направлению 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование», магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их семей». C 2014 году осуществляется набор в магистратуру очной формы обучения. В 2016 году состоялся набор студентов в магистратуру на заочную форму обучения, со сроком 2,5 г.

Важное место в жизнедеятельности кафедры принадлежит формированию у студентов психолого-педагогической компетентности в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, практическому освоению ими педагогических коррекционно-развивающих технологий. Здесь большую роль играют не только лабораторные и практические занятия, но и предусмотренные учебным планом практики в образовательных организациях для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, в учреждениях социальной защиты и здравоохранения, оказывающих комплексную помощь лицам с ОВЗ. Сотрудничество с образовательными учреждениями позволяет максимально приблизить практику к предстоящей самостоятельной деятельности выпускников. Большинство выпускных квалификационных работ бакалавров и магистров носят экспериментальный характер («Использование игр драматизации в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи», «Психологическое здоровье дошкольников с нарушениями зрения», «Технология использования приемов песочной терапии в формировании познавательной сферы детей дошкольного возраста с умственной отсталостью»), ряд работ выполняются по заказу Департамента образования и науки, Департамента социальной защиты и специальных (коррекционных) образовательных учреждений (например: «Логопедическая работа с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра», «Специфика психологической готовности родителей детей с ОВЗ к инклюзивному образованию», «Программа коррекции и развития коммуникативной сферы детей с ОВЗ»), тематика этих работ современна и актуальна. Работы студентов, по оценкам ИГА, носят не только теоретический, но и практико-ориентированный характер.

В мае 2013 года кафедра в честь 15-летия открытия специальности организовала и провела межрегиональную конференцию «Актуальные проблемы специального образования и сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья». В ней принимали участие как специалисты, работающие с детьми с ОВЗ в Костромском регионе, а так же ведущие преподаватели и ученые из других регионов и вузов страны.
Преподаватели и студенты кафедры активно участвуют в научных и практических конференциях международного и общероссийского уровня. Так, преподаватели неоднократно участвовали в форуме «Каждый ребенок достоин семьи», проводимым благотворительным фондом «Обнаженные сердца» (2013 – 2014 гг.).

В качестве докладчиков выступали на XIV Европейском конгрессе по психологии в Италии г. Милан (2015 г.), XXI Всемирном конгрессе по психологии в Японии г. Йокогама. Магистранты направления не только выступают на научных конференциях в других городах России (Москва, Санкт-Петербург, Смоленск, Ярославль, Курск, Томск) и Белоруссии (Минск, Гомель), но имеют и стипендиальные поощрения разных уровней. Магистрантки направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» Задорова Юлия стала стипендиаткой Костромской областной думы (2016), Реунова Алена получила стипендию Правительства РФ (2016).

В рамках программы Европейского союза по обмену студентами и преподавателями между университетами стран членов Евросоюза магистранты проходят стажировку в Литве (г. Шауйляй).

Преподаватели кафедры активно повышают свою квалификацию – в 2014-2017 гг. были пройдены курсы переподготовки по клинической психологии и адаптивной физкультуре, курсы повышения квалификации по психолого-педагогическому сопровождению детей с комплексными нарушениями в развитии.

При кафедре работает кабинет специального (коррекционного) образования и помощи, как вспомогательно-учебное подразделение было создано в 2006 году.

Кабинет оказывает содействие повышению качества подготовки специалистов; помогает в подготовке и проведении экспериментов по реализации концепций инновационных структур, содержания и форм организации специального (коррекционного) образования, учитывающих региональные особенности; повышает роль Костромского государственного университета в разработке и реализации специального образования и решении практических задач в интересах Костромской области.

Кабинет кафедры специальной педагогики и психологии осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
– учебно-методическая работа
– учебно-воспитательная работа
– организационно-методическая работа
– техническое обеспечение учебного процесса.
 

Top