Научная деятельность

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В своей деятельности кафедра руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом Университета, положением о кафедре, локальными актами университета.
Основной целью деятельности кафедры является подготовка специалистов в соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ в области истории, теологии и педагогического образования по историческому профилю.
Преподавание учебных дисциплин обеспечивают профессора, доктора наук, кандидаты наук, доценты.
Учебные занятия проводят также преподаватели-практики – сотрудники архивов, музеев, директора школ, ректор и преподаватели духовной семинарии, костромские краеведы.

Квалифицированный профессорско-преподавательский состав кафедры обеспечивает курсы дисциплин по истории России, всеобщей истории, специальные исторические дисциплины (вспомогательные исторические дисциплины, источниковедение, историография, археология и др.), музееведение, архивоведение и археография, методика преподавания истории, теология, методика преподавание теологических дисциплин, экзегетика Ветхого завет и Нового Завета, культура православия и др.
Кафедра организует формирование компетенций по развитию знаний, умений и навыков в течение учебных, производственных практик у студентов и магистрантов, практики по специальности у аспирантов. Студенты участвуют в проведении раскопок на острове Вёжи, городе Костроме (Костромской Кремль, 2016), Московской области. При кафедре действует археологическая лаборатория, которую возглавляет специалист в области археологии к.и.н., доцент Сергей Александрович Кабатов.

Архивная практика проводится в Государственном архиве Костромской области (ГАКО) и Государственном архиве новейшей истории Костромской области (ГАНИКО). Руководителем этой практики является к.и.н., доцент О.Б.Панкратова.
Музейная практика проходит на базе Костромского историко-архитектурного и художественного музея заповедника. Руководит музейной практикой заведующий кафедрой истории – доцент, к.и.н. Т.И.Нигметзянов.
Преподаватели кафедры организуют работу по отбору лучших выпускников для продолжения обучения в аспирантуре по истории и культурологии.

Специфика получения исторического образования состоит в том, что учебный процесс непосредственно связан с научной деятельностью, преподавание учебных дисциплин осуществляется на уровне, максимально приближенном к последним достижениям науки и практики. Развитие науки выступает решающим фактором в изменении содержания, методики и организации обучения.
Основные направления научно-исследовательской деятельности кафедры – это организация научных исследований, создание научных направлений на основе выявления междисциплинарных связей и обобщения полученных результатов исследований; выполнение региональных и федеральных научных грантов; проведение научных собраний; издание научной литературы; внедрение результатов исследований в практику.

Одним из важнейших элементов комплексного преобразования сферы высшего образования является переход на трехуровневую систему обучения с обязательной реализацией компетентностного подхода и системы зачетных единиц. Интерактивное обучение рассматривается как способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся. Это и есть сущность интерактивных методов, которая состоит в том, что обучение происходит во взаимодействии всех студентов и преподавателя. По сравнению с другими методами интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Активность преподавателя уступает место активности студентов, а задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы. Он регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, определяя общее направление (готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах), контролируя время и порядок выполнения намеченного плана работы, давая консультации, разъясняя сложные термины, помогая в случае серьезных затруднений.

ВНЕУЧЕБНАЯ (ВНЕУДИТОРНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Под руководством преподавателей кафедры студенты активно участвуют в научных, внеучебных мероприятиях и являются победителями студенческих научных олимпиад, конкурсов, виктории («Шаг в будущее», «Ступени роста», «Всероссийская олимпиада по истории России») и др. Регулярно студенты участвуют в работе Урало-Поволжской археологической конференции.

Студенты-историки вместе с преподавателями кафедры организуют мероприятия, посвященные Дню Победы, Дню учителя, участвуют во всех мероприятиях университета.

Давней традицией исторической кафедры являются совместные поездки студентов и преподавателей.

В 2015 году студенты-историки вместе с преподавателями (А.Н.Шигаревой, А.В.Новиковым, А.А.Турыгиным)

посетили лекции известного в мире археолога и исследователя истории и культуры Древнего Египта, директора Каирского музея, почетного профессора американских университетов – доктора Захи Хавасса.

Студенты и выпускники активно принимают участие в работе мемориального кабинета им. А.А.Зиновьева (81 ауд.), поддерживая тесные связи с его вдовой и Фондом, который она возглавляет. Продолжает существовать и уникальный театр, посвященный философу и его идеям.

Одним из направлений воспитательной работы на кафедре является создание благоприятных условий для развития студенческих инициатив. В этой связи при кафедре образованы и успешно функционируют различные студенческие объединения: «Зиновьевский клуб» и «Политический клуб».
Несколько долгосрочных проектов представляет добровольное студенческое объединение «Память». Инициативная группа студентов организует различные мероприятия: митинги, вечера памяти, литературно-музыкальные вечера, агитбригады, круглые столы, диспуты, цель которых – сохранение памяти о значимых событиях в жизни вуза и людях, внёсших весомый вклад в развитие университета.
Студенты привлекаются к участию в работе с абитуриентами: «школа юного историка» и «университетские субботы».

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Элементом образовательной деятельности в институте являются учебные занятия с участием иностранных специалистов - международное сотрудничество. На основании договоров о сотрудничестве между университетами (Германия, Чехия, Испания, Франция, Великобритания, Армения, Туркменистан, Казахстан), формами такого сотрудничества являются: 

• лекции иностранных специалистов, прочитанные в институте;
• круглые столы с участием иностранных специалистов и студентов;
• прохождение практики студентов института за рубежом;
• международные стажировки студентов и преподавателей по программам обучения и повышения квалификации (YMCA, Children`s Hope Chest, Work and Travel и CCUSA);
• участие в международных проектах;
• организация и проведение международных конференций и др.

За 2015-16 гг. на кафедре были организованы и проведены открытые лекции иностранных специалистов:
Лекции по истории и культуре Испании (проф. Севильского университета Ф. Магальянес);
Лекции о политических партиях и движениях современной Германии (доктор университета Циттац/Гёрлитц Ф. Шнайдер);
Лекции и тренинги по межкультурной коммуникации (профессор университета Циттау/Гёрлитц Х.Вернер).


 

Top