Дополнительные материалы

29 ноября 2017 года на базе Института педагогики и психологии Костромского государственного университета при поддержке  Российского фонда фундаментальных исследований (в рамках проекта № 17-16-44004) и Департамента образования и науки Костромской области прошел  научно-методологический семинар на тему «Эффективные практики психологического сопровождения школьников с ОВЗ в Костромском регионе».

Целью семинара являлось формирование методологической базы для становления единой системы психолого-педагогического сопровождения обучающиеся с ОВЗ в Костромском регионе и создание условий для обмена опытом оказания психолого-педагогической помощи школьникам с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в условиях инклюзии. В семинаре приняло участие более 70 специалистов школ города и области, было сделано 16 докладов, которые были посвящены актуальным технологиям работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, задержкой психического развития, двигательными и речевыми нарушениями, демонстрировались практические приемы и методы психолого-педагогической работы с научно доказанной эффективностью.

  

Учебная деятельность кафедры:

Спецификой образовательной программы, реализуемой кафедрой, является большое количество практико-ориентированных предметов, позволяющих сформировать необходимые для работы дефектолога и специального психолога компетенции, таких как «Коррекционная ритмика», «Методика обучения игре и продуктивной деятельности», «Методика развития слухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха», «Арт-терапия в коррекции проблем отклоняющегося развития» и т.д.

В учебном процессе  присутствует большое количество занятий, построенных с использованием активных методов обучения. Чтобы сформировать необходимые компетенции, студентам приходится самим играть роль детей с ограниченными возможностями здоровья.

Арт-терапия в действии   «Тревожные подростки»

  Занятия по коррекционной ритмике 

(анализ занятий)

За время обучения студенты отрабатывают полученные знания на практиках: логопедической, тифло-, сурдо- и олигофрено-практике. Большое внимание кафедра уделяет местам проведения практик. За период существования кафедры заключены договоры со специальными (коррекционными) дошкольными учреждениями (№ 35, № 77) и школьными (1-II и Ш-IV видов), что позволяет максимально приблизить практику к предстоящей самостоятельной деятельности выпускников. В ходе практик студенты глубоко знакомятся с организацией работы различных учреждений (детских садов, школ) для детей е нарушениями развития. Кроме того, данные учреждения являются своеобразными научными лабораториями кафедры, на базе которых проводятся не только лабораторные и практические занятия, но и выполняются научные исследования студентами и преподавателями (курсовые, квалификационные работы).

 

Магистранты и студенты участвуют в международных программах. Так, магистрант 2 курса Коршиков Борис в весеннем семестре 2017 года принимал участие в программе Европейского союза по обмену студентами и преподавателями между университетами стран членов Евросоюза  Erasmus+  в Шауляйском университете (Литва).  Помимо классического обучения в университете, сама программа обмена - это огромная площадка как для профессионального, так и для культурного развития студентов, где для студентов и преподавателей организованы все условия для реализации их личностного потенциала, такие как "Международная неделя" в ходе которой есть возможность пообщаться с представителями вузов других стран участниц программы обмена; участие во всевозможных научно-практических конференциях таких, как 2й международный Балтийский симпозиум науки и технологии образования, где можно лично познакомиться с видными деятелями науки и их научными трудами. Помимо профессионального развития, также были организованы различные мероприятия для знакомства с культурой и традициями принимающей страны, это участие в национальных праздниках, изучение языка и знакомство с народным ремеслом.

 

Студенты направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» не раз становились лауреатами премии по поддержке талантливой молодежи, стипендиатами Президента РФ (Реунова А.А., 2016; Лебедев А.П., 2017), Департамента образования и науки Костромской области (Задорова Ю.А., 2016).

 

 

18 ноября 2017 года в Костромском государственном цирке состоялся  форум «Возможности рядом!» для родителей, воспитывающих детей инвалидов. Магистранты кафедры специальной педагогики и психологии ознакомились с поставщиками услуг для семей, воспитывающих детей – инвалидов, перечнем их услуг, технологиями их работы, приняли участие в мастер-классах. Студенты осуществили психолого-педагогическое сопровождение детей на форуме.

Обменяться опытом и узнать больше о возможностях помощи в диагностике, лечении, адаптации, обучении, развитии спортивных и творческих навыков пришли более 200 семей, представители профильных ведомств, социозащитных учреждений, коррекционных школ и общественных организаций.

На двух этажах в здании Костромского цирка работало несколько десятков площадок. Проводились консультации и мастер - классы по изготовлению средств реабилитации ребенка в домашних условиях, развитию мелкой моторики.

Маленькие гости смогли попробовать свои силы на спортивных тренажерах и позаниматься в игровых зонах.

Были проведены мастер-классы для детей и родителей с использованием техник и оборудования.   Не пустовали столы у педагогов коррекционной школы, ребята играли в шашки, собирали мозаику и конструкторы. Кто-то с удовольствием проводил время в сухом бассейне, прыгал на батуте, крутил педали, скручивал веревочки и бегал по лабиринтам. Кому-то наоборот, больше было по душе делать аппликации, раскрашивать, мастерить поделки из бумажных трубочек.

Не уставали отвечать на вопросы родителей студенты института социальной педагогики Костромского государственного университета.

 

 

 

 

Выпускники кафедры, которыми мы гордимся

Выпускники 2005 года (А. Смолякова (Добрецова), Е. Несмелова, В. Кашицына) выступили инициаторами создания общественного Фонда помощи детям с психическими нарушениями (преимущественно с аутизмом).

Добрецова Анна Григорьевна, психолог, руководитель и соучредитель Благотворительного фонда помощи детям с аутизмом "Открыть мир" (г. Кострома)

Голубева Марина Сергеевна, кандидат психологических наук, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №41»

 

Евсеева Екатерина Александровна, старший преподаватель кафедры педагогики и акмеологии личности КГУ.

Иванова Екатерина Александровна, кандидат психологических наук, методист отдела сопровождения коррекционного образования и доцент кафедры воспитания и психологического сопровождения ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования», преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии института педагогики и психологии КГУ.

Макина Анастасия Павловна,  заместитель директора по учебно-методической работе ОГКУ Романовского реабилитационного Центра инвалидов Костромской области; преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии КГУ.

 

Задорова Юлия Александровна, педагог-психолог МБДОУ «Центр развития ребенка №67», дефектолог Центра психотерапии и практической психологии, преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии КГУ

Top