Кафедра развивает следующие научные направления:
1. Социальная философия и антропология (руководители: д.ф.н., профессор Яковлев В.Ю., к.ф.н., доц. Тарковский В.Н., к.ф.н., к.ф.н., доц. Рудницкая Т.Ю., к.с.н., доц. Караваева В.А.)
Лидерами этого направления с позиций комплексного философско-эпистемологического подхода научная рациональность представляется как узкоспециализированная форма отношения человека к действительности, зачастую не учитывающая систему ценностных установок культуры и способов социального бытия человека. Научное знание должно осмысливаться в контексте определенного миропонимания (феноменологического горизонта), «выполняющего функцию нормативного регулятора процесса познания» (проф. Яковлев В.Ю.). Обосновывается ограниченность классического понимания принципа объективности знания с позиций «аксиологического поворота» в методологическом самосознании современной науки. Характерное для классической эпистемологии противопоставление ценностей и истины как взаимоисключающих модусов знания переосмысливается в постнеклассической рациональности науки с позиций их когерентного взаимодействия.
Современные социальные исследования нацелены не на изучение самого человека, взятого в своей сущности, в бытии, а на общественные явления, рассматриваемые с точки зрения традиционной культуры. Тогда «общественные учреждения, культурные образования, институты – это только модусы, аспекты бытия человека»(проф. Ковалева С.В.).На ее взгляд, современная кризисная ситуация, характеризующаяся ослаблением и разрушением связей, рассогласованностью различных секторов общественно-социальной и научно-познавательной сфер творческо-практической деятельности человека, требует своего решения через обретение устойчивого центра. Как представляется, положительный результат поиска будет осуществлен в рамках философско-антропологической концепции, согласно которой все смыслополагающие формы деятельности, происходящие как в культурно-историческом, научно-познавательном пространстве, так и в природно-материальной реальности, будут осмыслены, поняты и оценены с точки зрения человека, обладающего в своей сущности духовно-творческим уровнем сознания.
Цель исследований – «выявить основные подходы и тенденции в изучении сознания человека, существующие в классической философии, определить взаимосвязь этих положений с русской религиозной философией и философией экзистенциализма, показать значение классической и экзистенциальной философии в определении проблемы человека».
«Образование как социально-философская категория и одновременно социальный институт воспроизводства человека и общественного (социального) интеллекта» – третья тема направления.«Актуальность темы исследования определяется тем, что будущее бытия человечества в XXI веке означает выдвижение человека, его интеллекта, общественного интеллекта в центр социально-экономического механизма устойчивости цивилизационного развития».
Ключевые слова: общество, человек, философская антропология, онтология, гносеология, аксиология, социология, логика, этика, эстетика, религия;
2. Институционализация диалога государства и гражданского общества в сфере публичной политики современной России (руководитель к.ф.н., доц. Зайцев А.В.)
По паспорту специальности: 23.00.02 – политические науки (политические институты, процессы и технологии) и 22.00.05 – социологические науки (политическая социология).
Исследовательский комитет Российской ассоциации политической науки (РАПН) по гражданскому обществу, публичной политике и конфликтологии.
Более широко: «Диалог государства и гражданского общества в контексте социальных и политических коммуникаций современной России».
Объект исследования: диалог государства и гражданского общества и процесс его институционализации в сфере публичной политики.
Предмет исследования:содержание, сущность, динамика и этапы институционализации диалога государства и гражданского общества.
Цель исследования: на основе изучения и анализа зарубежных и российских практик дискурсивного взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества, создать научную теорию институционализации диалога государства и гражданского общества в сфере публичной политики современной России («Диалогика гражданского общества»).
Прикладной характер: Разработка социально-коммуникативных технологий и методов управления PR-коммуникациями в режиме диалога с целью снижения степени конфликтности во взаимодействии органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества.
В контексте научного направления проведены социологические исследования.
Опубликовано: 5 монографий (в.ч. 3 коллективных, 2 авторских), 105 статей, исследований в т.ч. 32 в журналах из списка ВАК, в т.ч. 2 статьи в изданиях, включенных в крупнейшую авторитетную международную базу ERIH PLUS(учитывается в отчете вуза). Две статьи в журналах ВАК (из базы ERIH PLUS) приняты к публикации. 66 статей включены в РИНЦ. Общее количество цитирований по РИНЦ – 418. Индекс ХИРША – 12.
Ключевые слова: политическая онтология и эпистемология, философия диалога, интерсубъективность, коммуникация, коммуникативные модели, политическая лингвистика, демократия, пропаганда, манипуляция, гражданское общество, социум.
3. Ценностные основания гуманизма в русской культуре ( доц. Ахунзянова Ф.Т., к. культ., доц. Ращевская Е.П.)
Гуманизм рассматривается как мировоззрение, генетически связанное с религиозной нравственностью, которое позволяет своим приверженцам быть свободными в вопросах веры, но несвободными в вопросах нравственности. Отличаясь исключительной адаптивностью к изменяющимся социально-культурным условиям, гуманизм дает возможность общаться поверх национальных и религиозных барьеров. В концептуальной модели гуманизма заключена уверенность человека в самом себе, в способностях самостоятельно и радикально изменять жизнь; гуманизм сочетает в себе рациональность мысли с иррациональностью творчества. Особый интерес для исследователей представляет эпоха рубежа XIX-XXвв.: пространство Серебряного века, культурософия Д.С. Мережковского (Ахунзянова Ф.Т.) и Д.Л. Андреева (Ращевская Е.П.). Авторами выделяются четыре аспекта амбивалентной идеологии гуманизма как доминирующие в художественном сознании эпохи: личностный, творческий, метафизический, социальный. Широкий историко-литературный и религиозно-философский материал, включающий региональный компонент, стал основой для формирования концепции гуманизма, в которой постулирована генетическая связь гуманизма с религиозной нравственностью.
Результатом научных исследований стали одна докторская и три кандидатские диссертации, пять монографий.
4. История российской интеллигенции(руководители: д.и.н., проф. Соловьев А.А., д.и.н., зав. каф. Зябликов А.В.)
Интеллигенция – важный объект и субъект исторической науки и обществознания. Существование человечества в значительной степени обеспечивается деятельностью интеллигенции – от определения актуальных направлений научно-технического прогресса до выработки мер, предотвращающих дегуманизацию общества. Сочетание приемов и методов различных наук, комплексное использование различных методик позволяет охватить все аспекты генезиса, формирования, становления, развития и деятельности интеллигенции.
В исследованиях А.А. Соловьева анализируются разнообразные концептуальные модели в опыте взаимоотношений двух социокультурных феноменов в контексте интеллектуальной и духовной истории. Интеллигенция и Церковь как знаковые системы, отражающие спектр ментальности и самоидентификации этноса, рассматриваются в соотношении системного и теоретико-множественного подходов. Постулируется методологическая стратегия, способная объективно реконструировать систему взаимоотношений интеллигенции и Православной Церкви, выявить параметры ее историко-культурного постижения, актуализируются сущностные категории, входящие в пространство духовной культуры в целом.
Исследования А.В. Зябликова посвящены истории российской художественной интеллигенции, выявлению ее сущностных черт. В частности, обращается внимание на такие особенности художнической ментальности, как сильная историческая интуиция, особый тип потестарного сознания, особый тип политического позиционирования, индуктивный и синархический характер художнического метода познания мира. Художник хорошо чувствует иррациональную сущность человека и самой истории. Отсюда – острый интерес к проблеме практической теургии, вера в преображение жизни посредством искусства.
Авторы активно участвуют в работе НИИ интеллигентоведения, созданном на базе Ивановского государственного университета, являются постоянными авторами журнала «Интеллигенция и мир» (входит в перечень ВАК), участвуют в создании коллективных монографий, издаваемых НИИ.
Ключевые слова: история, культура, мировоззрение, интеллигенция, интеллектуалы, политическое сознание, политическая идентичность, идеология, политическая партия, религиозное сознание, национально-исторический идеал, творческие и профессиональные союзы, Церковь, либерализм, консерватизм, монархизм, радикализм;
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАФЕДРЫ
Ежегодно силами кафедры проводятся научные и научно-просветительские мероприятия:
- Межрегиональная научно-просветительская конференция «Университет как пространство культуры» (сентябрь-октябрь).
- Всероссийская научная конференция, посвященная изучению и сохранению творчества И.А. Дедкова (Дедковские чтения, апрель).
- Международный студенческий фестиваль «Твои века, Кострома» (апрель-май).
Преподаватели кафедры состоят в редколлегиях научных журналов. При непосредственном участии кафедры ежегодно издается альманах «Кострома. Genius loci».