Научная деятельность

Преподаватели кафедры имеют свои научно-исследовательские направления, являются научными руководителями или участниками исследовательских групп:

Захарова Ж.А. Подготовка волонтеров к взаимодействию с замещающими семьями, приемными детьми и выпускниками учреждений государственного попечения.

Воронцов Д.Б. Психолого-педагогическая и социально-педагогическая работа с детьми с девиантным поведением. Научно-методическое обеспечение применения цифровых технологий в педагогической деятельности.

Грушецкая И.Н. Содержание социально-педагогической работы с одаренными.  Организация работы с детьми-сиротами. Содержание социально-педагогической деятельности в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Организация досуга с детьми, подростками и молодежью.

Евстегнеева А.А. Особенности адаптации студентов на начальном этапе обучения в вузе. Организация воспитательного процесса в образовательной организации

Карпова Е.М. Особенности и содержания социального воспитания в поликультурном пространстве. Инновационные формы работы с молодежью. Школьное, студенческое и молодежное инициативное бюджетирование. Научно-методическое сопровождение деятельности Центра развития и социальных инноваций «Мир Людей».

Козырева Т.В. Научное сопровождение профильной смены лагеря ролевых игр «Кентавр». Психолого-педагогическая и социально-педагогическая работа с различными категориями детей «группы риска» (одаренными детьми, детьми из неблагополучных семей, несовершеннолетними правонарушителями, детьми с ограниченными возможностями здоровья). Организация психолого-педагогической работы с учащимися ДЮСШ.

Миновская О.В. Эмоциональные механизмы социального воспитания детей и молодежи.

Райкина М.А. ППреемственность процесса социального воспитания в системе школа-вуз, подготовка вожатых и организаторов детского отдыха и оздоровления в загородных детских центрах, исследование вопросов подготовки педагогических кадров для организации воспитательной деятельности в образовательных организациях.

Щербинина О.С. Социально-педагогическое сопровождение социального развития одаренных детей. Психолого - педагогическое сопровождение детей в условиях дошкольной образовательной организации; Профессиональное и социальное самоопределение школьников в современных образовательных условиях. 

 

Преподавателями кафедры выполнены работы по научным проектам:

    • РГНФ № 04-06-00338а «Формирование социальной компетентности сельских школьников» (2000-2002 гг.)
    • РГНФ № 02-06-00193а «Социально-педагогическая феноменология ситуационно-ролевой игры». (2002-2003гг.)
    • РГНФ № 04-06-00222а «Социокультурные имитации в социальном воспитании учащихся»
    • РГНФ № 07-06-00155а «Социально-педагогическая деятельность в поликультурной среде»
    • РГНФ №13-06-00542 «Историческая реконструкция как пространство формирования Российской идентичности учащейся молодежи» (2013-2014 гг.)
    • В рамках проекта Евросоюза«Развитие системы социальных услуг для наименее защищенных слоев населения II»
    • Грант Президента РФ для поддержки молодых ученых проект МК-8898.2010.6 «Приключение как пространство формирования опыта инновационного поведения учащейся молодежи» (2010-2011 гг.)
    • РГНФ № 16-06-00648 «Социокультурная практика подросткового приключения в пространствах стихийной социализации и социального воспитания учащихся» (2016-2017 гг.)
    • РФФИ №18-013-00890 «Социально-педагогическая реконструкция внешкольной повседневности советских школьников второй половины ХХ века» (2017-2020 гг.)
    • РФФИ № 18-013-00867 «Преодоление трудностей социального развития одаренных детей» (2018-2019гг)
    • РФФИ № 20-013-00656 «Трудности решения задач социализации одаренными детьми: причины возникновения и возможности преодоления» (2020-2022гг)
    • РНФ № 23-28-01034 “Развитие одаренных детей и талантливой молодежи в системе профессионального образования: особенности, проблемы, перспективы“
    • Государственное задание Министерства образования и науки РФ «Исследование состояния и прогнозирования развития региональной системы воспитания в учреждениях общего и профессионального образования»
    • Государственное задание Минобрнауки РФ «Комплексное исследование системы воспитания в образовательной организации общего образования», разработка научно-обоснованных предложений по ее оптимизации на Федеральном и региональном уровнях (2016-217 гг.)
    • Государственное задание Минобрнауки РФ «Исследование состояния и перспективы развития кадрового потенциала сферы воспитания. Разработка методики педагогического сопровождения реализации Стратегии развития воспитания в РФ» (2017-2018 гг.)

Сотрудники кафедры являются авторами и соавторами учебников, учебных и учебно-методических пособий, монографий. За последние три года подготовлены и изданы:

– Щербинина О.С. Преодоление трудностей социального развития одаренных детей: теоретико-методические основания: монография / О. С. Щербинина; науч. ред. М. И. Рожков. – Кострома: Костромской государственный университет, 2021. – 228 с.

– Щербинина, О. С. Трудности решения задач социализации одаренными детьми: поддержка и сопровождение: учебно-методическое пособие для педагогов и специалистов образовательных организаций / О. С. Щербинина, И. Н. Грушецкая. – Кострома: Костромской государственный университет, 2021. – 104 с.

– коллективная монография «Теория и практика сопровождения в образовательных и социозащитных организациях» (2021 г.);

– коллективная монография «Общественно-педагогические инициативы в социальном воспитании обучающихся» (2022 г.).

 

 

Работа со студентами в рамках НИР

 

Научно-исследовательская деятельность студентов соответствует профилю подготовки специалистов. Студенты участвуют в областной научной выставке и конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» (1, 2 и 3 места), конкурсе студенческих научно-исследовательских работ Министерства образования РФ, ряде всероссийских конференций Кострома, Ярославль, Москва, Вологда), Всероссийском молодежном форуме (прошли ряд этапов: окружной, региональный, федеральный, получив сертификат участника), российско-американском молодежном Конкурсе «Как я был волонтером» (эссе, выход в финал), Всероссийского конкурса студенческих работ «Россия-страна возможностей». Махова А.В. победитель конкурса (2 место по РФ) на лучший студенческий кейс по социальному предпринимательству (АНО «Агентство социальных инвестиций и инноваций» (проект Кейс-чемпионат по социальному предпринимательству, грант Президента РФ), Москва, 2020. Громова В.С. дипломант II международного конкурса научных работ молодых исследователей проблем кросс-культурной психологии и поликультурного образования «Проблемы этнической социализации детей и молодежи в поликультурном мире: от диалога культур – к культуре диалога» (Курск, с 1-10 марта 2020)

На базе кафедры психолого-педагогического образования ежегодно проводится электронная конференция в октябре «Межрегиональная заочная научно-практическая интернет-конференция с международным участием «Психолого-педагогическая деятельность: сферы сотрудничества и взаимодействия»

С октября 2021 года работает ежегодный Межрегиональный научно-практический семинар для магистрантов и аспирантов «Психопедагогика социальных симуляторов и игровых образовательных сред» (рук. О.В. Миновская).

Осуществляют научное руководство аспирантами доктора и кандидаты педагогических наук: Адеева Т.Н., Аксенов К.В., Веричева О.Н., Мирошкина М.Р., Райкина М.А., Самохвалова А.Г., Смирнов В.А., Фокин В.А.

Члены кафедры активно сотрудничают с образовательными учреждениями и социальными организациями города и области. В частности:

Жанна Анатольевна Захарова Научный руководитель 7 экспериментальных площадок в учреждениях государственного попечения для детей-сирот в различных регионах РФ. Эксперт, разработчик и участник международных и межрегиональных проектов, направленных на профилактику сиротства, сопровождение замещающих семей, воспитание, развитие и социализацию детей-сирот, подготовку специалистов служб сопровождения, предупреждения семейного неблагополучия. С 2018 по настоящее время опубликовано 39 статей (в том числе WoS, Scopus), 2 монографии. Руководитель научными работами аспирантов, 5 аспирантов защитили в диссертационном совете кандидатские диссертации.

Дмитрий Борисович Воронцов сотрудничает с Управлением по государственному контролю и надзору в сфере образования Департамента образования и науки Костромской области в качестве эксперта и руководителя экспертных групп в области государственной аккредитации образовательных программ среднего профессионального образования. В 2017 – 2018 гг. работал в МБОУ г. Костромы СОШ №4 в качестве социального педагога.

Ирина Николаевна Грушецкая является исполнителем гранта РФФИ «Преодоление трудностей социального развития одаренных детей» (2018-2020) «Трудности решения задач социализации одаренными детьми: причины возникновения и возможности преодоления» (2020-2023), обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей на базе ГКУ «Ченцовский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей». Научный руководитель студенческих работ, победивших в областном конкурсе «Шаг в будущее» (2012-2015, 2020 год), научный руководитель работ конкурса «Россия-страна возможностей», Эксперт международного конкурса исследовательских и проектных работ «Новый взгляд», участник редакционной коллегии научно-практического журнала «Наука и реальность: Science & Reality», организатор профориентационной работы с абитуриентами в общеобразовательных и профессиональных организациях. Руководитель программы аспирантуры 44.06.01. «Образование и педагогические науки».

Анастасия Андреевна Евстегнеева Руководитель инновационной площадки «Разработка, апробация и внедрение программы воспитания в образовательной организации» в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Костромы «Средняя общеобразовательная школа №29» в рамках работы региональной инновационной площадки (2020-2023 гг.). Разработка, апробация и внедрение программ воспитания в общеобразовательных организациях

Елена Михайловна Карпова является зам. председателя КГМОО «Мы» и методистом лагеря для старшеклассников «Мир Людей». Руководитель проекта в рамках президентского гранта «Молодежное социальное креативно-коммуникационное бюро - драйвер социальных коммуникаций в городском пространстве» (2015-2017 гг).  Член регионального экспертного совета оценки проектов Русского географического общества. Является участником международного проекта по работе с молодежью «Строим мосты» (Россия-Германия 2017-2020гг). Организатор образовательного проекта «Формирование субъектности в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения». Эксперт в области Школьного инициативного бюджетирования.

Татьяна Владимировна Козырева осуществляет научно-методическое сопровождение проектов «Учитель года», «Ученик года», «Умницы и умники», реализуемых ГКОУ ДО Костромской области «Центр «Одаренные школьники». Является зам. председателя КГОО «Центр игрового моделирования «Кентавр», методистом лагеря ролевых игр «Кентавр». руководит реализацией социального проекта “Танцтерапия” (для беженцев (2022-2024 гг.) поддержанного Фондом президентских грантов. Выступает экспертом Всероссийской олимпиады студентов «Я-профессионал».

Ольга Владиславовна Миновская в осуществляет научно-методическое руководство по вопросам воспитательной деятельности в школе: соруководитель региональной экспериментальной площадки по проблемам классного руководства (2009-2013 гг.), региональный координатор проекта в рамках ФЦПРО по совершенствованию  гражданско-патриотического воспитания учащихся (2013-2014 гг.), федеральный эксперт от ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» по Костромской и Ивановской области в рамках апробации Примерной программы воспитания (2019-2020 гг.). Руководит авторским лагерем ролевых игр «Кентавр», является председателем КГОО «Центр игрового моделирования «Кентавр», руководит реализацией социально-образовательных проектов “Мастерская игропедагога” (2021-2022 гг.), “Шаг Навстречу” (2022-2023), поддержанных Фондом президентских грантов.

Мария Александровна Райкина вопросы кадрового обеспечения деятельности организаций и учреждений подведомственных Департаменту по труду и социальной защиты населения, Департаменту образования и науки. Подготовка и сопровождение педагогических коллективов в сотрудничестве с Центром организации отдыха и оздоровления, ДООЦ Сахареж, ВДЦ Орленок, МДЦ «Артек» и др. Организация вариативных проектов и программ по подготовке вожатых и организаторов летних программ и проектов совместно с МОСГОТТУР (Москва), МООО «Российские Студенческие Отряды», Фонд Развития детских лагерей (Новосибирск)и др. Осуществляет руководство Школой профессионального вожатого КГУ, координация деятельности по организации практической подготовки обучающихся Института педагогики и психологии.

Ольга Станиславовна Щербинина участник Международного проекта TEMPUS «Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями» (2014-2016 гг.); руководитель гранта РФФИ на тему «Преодоление трудностей социального развития одаренных детей» (2018-20119 гг.). В настоящее время – руководитель гранта РФФИ по теме «Трудности решения задач социализации одаренными детьми: причины возникновения и возможности преодоления» (2020-2022 гг.). Являлась организатором и участником межрегионального вебинара «Палитра Успеха» (декабрь 2019, Кострома); серии Международных вебинаров «Мозаика успеха», 2-30 июня 2020 года. Эксперт заочного этапа Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» (2020 г.); эксперт ежегодного международного конкурса исследовательских и проектных работ «Новый взгляд», (Кострома, Дворец творчества, 2018-20 гг.). 2022 г. - Эксперт сопровождения проведения Десятилетия науки и технологий (Минобрнауки России). Член редакционной коллегий журнала “Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика”, научно-практического журнала «Наука и реальность: Science & Reality». Щербинина О.С. является организатором и педагогом Многопредметной школы КГУ для одаренных школьников КГУ “Вектор развития”; методистом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Костромы «Средняя общеобразовательная школа №4».

Дополнительная информация

  • дата редактирования:06.10.2023
  • Дата актуализации: 06.10.2023
Top