Научная деятельность

Научная жизнь института: факты, люди, направления развития и точки роста

«Наука — океан, открытый как для ладьи, так и для фрегата. Один перевозит по нему слитки золота, другой удит в нём сельдей.»

Эдуард Бульвер-Литтон, 1803 – 1873

 

С момента создания института педагогики и психологии был взят курс на научное лидерство в университете. Активно создавались и развивались новые перспективные научные направления, примерами которых можно назвать психологию стресса и совладающего поведения, проблему ментальных ресурсов, психологию межпоколенных отношений в семье, проблему психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, психологию одаренности. Бережно сохранялись и традиционные научные школы – жемчужины в области воспитания (психология и педагогика коллектива, психология детского движения, проблема социальной активности детей и молодежи). Новые возможности для развития кадрового потенциала в институте и обеспечения беспрерывности трехступенчатого профессионального научно-исследовательского роста появились с открытием в 2017 году диссертационного совета по психологии Д 212.093.03.

Анализ показателей эффективности за последние пять лет показывает, что деятельность института согласуется с приоритетными направлениями, обозначенными в национальных проектах «Наука», «Демография» и «Образование», что отражается в проблематике научных тем и тематике мероприятий, реализующихся на базе института. Это находит отражение в  среднегодовом объем  привлеченного финансирования - в 2018-2022 гг 12 млн. в год, среднее количество грантов – 10. Были успешно реализованы два государственных задания, направленные на модернизацию системы воспитания в РФ в 2017 – 2018 гг. В настоящее время реализуется государственное задание: «Близкие отношения и семья в жизненном пространстве вызовов современности: совладание, ресурсы, развитие» (2020-2022 гг., руководитель д.пс.н., профессор Т.Л. Крюкова).

Ярким примером разнообразия тематики реализованных и реализуемых грантов за последние 2 года являются:

  • Психология совладания с трудностями в близких (межличностных) отношениях (рук. Т.Л. Крюкова, д.пс.н.)
  • Когнитивная перестройка субъекта при переменах: Совладание с изменениями в важнейших сферах жизни (работа, здоровье, взаимоотношения) (рук. Т.Л. Крюкова, д.пс.н.)
  • Психологическое благополучие субъекта в российском обществе: когнитивно-поведенческие факторы и индикаторы (рук. д.пс.н. Сапоровская М.В.)
  • Внутренняя картина дефекта лиц с ограниченными возможностями здоровья в структуре Я-концепции: детерминанты и эффекты в прогнозе рисков развития и успешности адаптации (рук. к.пс.н. Адеева Т. Н.)
  • Диадическое совладание и психологическое благополучие в близких отношениях (рук. к.пс.н. Шипова Н. С.)
  • Ментальные ресурсы субъекта при типичном и атипичном развитии: феноменология, динамика, факторы и механизмы формирования в онтогенезе (рук. д.пс.н. Хазова С. А.)
  • Самореализация лиц с атипичным развитием: специфика, эффективность, прогноз (рук. к.пс.н. Н.С. Шипова)
  • Теоретические и методические основы оценки психологического благополучия студенческой молодежи (рук. д.пс.н. А.Г. Самохвалова)
  • Родительство как травма: концептуализация, феноменология, поиск генезиса (рук. к.пс.н. И.В. Тихонова)
  • Трудности решения задач социализации одаренными детьми: причины возникновения и возможности преодоления (к.пс.н. О.С. Щербинина)

В последнее время взят курс на активное международное сотрудничество. Кооперация с Гродненским, Российско-Армянским, Российско-Таджикским (славянский), Бэльцким  университетами, Высшей Евангелической школой г. Дармштадта и мн. др. открыла новые возможности для развития новых научных направлений, научной мобильности, участия в международных научных мероприятий признанного высокого уровня в качестве соорганизаторов и организаторов. Важным достижением стало вступление в программу Европейского Союза Erasmus+ . Создаются и научные коллаборации с крупными российскими вузами. Примером могут стать партнерские отношения с МГППУ и ИП РАН.  Вектором сотрудничества являются совместные научные исследования и соорганизация научных мероприятий.

22-24 сентября 2022 года в институте при участии Института психологии РАН, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Российского психологического общества, Гродненского государственного университета им. Я. Купалы состоялась Международная научная конференция «Психология стресса и совладающего поведения: устойчивость и изменчивость отношений, личности, группы в эпоху неопределенности». Это шестая конференция по теме стресса и копинга в институте, где данное направление разрабатывается уже более 20 лет и где с успехом проходили пять предыдущих конференций – 2007, 2010, 2013, 2016, 2019 гг.

V Международная научная конференция "Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие" 2019 года проводилась при поддержке РФФИ и по результатам голосования зрителей и членов Большого Жюри победила в номинации "СОБЫТИЕ ГОДА" и была удостоена значимой награды «Золотая Психея».  Конференция способствует не только интеграции мировых научных традиций в изучении стресса и совладания, обобщению опыта эмпирических исследований, но и позволяет определять вектор дальнейшего развития изысканий в данной проблемной области каждые три года.

Организационный опыт сотрудников института востребован на мировом уровне. Наши коллеги были приглашены для организации симпозиума "Stess-coping psychology: moder state and perspectives" в рамках XVI Европейского психологического конгресса в 2019 г. Ведущими докладчиками выступили Т. Л. Крюкова (Кострома), А. Kepalaite (Шяуляй), О.Ю. Стрижицкая (Санкт-Петербург), С.А. Хазова (Кострома). В 2021 г.  институт выступил в роли соорганизатора международной недели в Евангелической высшей школе г. Дармштадта.

Важным и ярким событием всероссийского уровня с международным участием стала конференция, посвященная 85-летию со дня рождения ученого-психолога и педагога-практика А.Н. Лутошкина, развитию его идей, осмыслению современных реалий, актуальных проблем и способов их решения, «Психология и педагогика социального воспитания», которая состоялась 3-4 марта 2020 года. В рамках конференции состоялся живой обмен мнениями ученых, практиков, представителей органов государственной власти, который позволил наметить пути развития института социального воспитания в российском обществе в условиях больших вызовов современности.

Контекст пандемии показал необходимость переформатирования научных мероприятий в дистанционный формат. Ярким примером мероприятий в новом формате  стали:

  • Серия международных вебинаров «Мозаика успеха» (обсуждение опыта, особенностей и трудностей работы с одаренными детьми), г. Кострома, 2020;
  • VI Межрегиональная заочная научно-практическая интернет-конференция с международным участием «Психолого-педагогическая деятельность: сферы сотрудничества и взаимодействия», 2020;
  • Межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием «Стратегические направления формирования современной системы активной социализации детей и молодежи с инвалидностью», 2020;
  • II Межрегиональная научно-практическая интернет-конференция с международным участием «Технологии социальной работы с пожилыми и инвалидами», 2020
  • I Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст», 22-23 апреля 2021 года
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Новый человек в новом обществе: проблемы социализации, ресурсы развития личности и коллектива», которая была посвящена 100-летию пионерской организации.

 Необходимо отметить, что преподаватели института традиционно принимают активное участие в разнообразных научных мероприятиях, как всероссийского, так и международного уровня. Ежегодно они становятся участниками более  200 научных мероприятий. География международного участия впечатляет: Белоруссия, Кыргызстан, Армения, Казахстан, Таджикистан, Англия, Чехия, Германия и  мн.др.

Быстро реагируя на угрозы психологическому и социальному здоровью населения, институт встраивается в систему оказываемых мер психолого-медико-социальной поддержки. Успешно реализуется эксперимент по стационарозамещающим технологиям, осуществляется несколько студенческих проектов по разработке и внедрению специального инструментария для профилактики деменции, который получил признание на всероссийском уровне (н. рук. к.п.н. О.Н. Веричева). С 2017 г. в Институте педагогики и психологии  проводятся региональные чемпионаты по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями «Абилимпикс».

Таким образом, на данный момент ИПП  не только отвечает на запросы региона, но и формирует их, активно реагирует на изменяющую ситуацию в регионе, стране и мире, расширяет сеть социального и научного партнерства.

Нельзя оставить без внимания и публикационную активность профессорско-преподавательского состава института. Каждый год в институте выпускается большое количество монографий, учебных пособий. В расчете на 1 ставку ппс (ВАК и международные базы цитирования) лидирующие позиции год от года сохраняют кафедры специальной педагогики и психологии и общей и социальной психологии.  

Важное место отведено экспертной деятельности. Преподаватели выступают в качестве экспертов на всероссийских и международных конкурсах, конференциях, форумах, но особо стоит выделить экспертизы, которые носят научных характер: рецензирование научных статей, входящих в международные базы цитирования (Адеева Т.Н., Крюкова Т.Л., Хазова С.А.), редакция статей в Вестник Костромского государственного университета. Серия Педагогика. Психология. Социокинетика (Самохвалова А.Г., Сапоровская М.В., Хазова С.А. и мн.др.), экспертиза диссертационных работ (Сапоровская М.В., Екимчик О.А., Опекина Т.П., Самохвалова А.Г., Адеева Т.Н., Тихомирова Е.В., Тихонова И.В., Захарова Ж.А. и др.).

Год от года все больше радуют и показатели научно-исследовательской работы студентов, которые участвуют в высоко значимых научных мероприятиях регионального, всероссийского и международного уровня и приносят в копилку института призовые места. Студенты ежегодно представляют результаты своего научного поиска в МГУ, МГППУ, СПбГУ, КФУ, ИП РАН и др.

За 2022-2023 уч. год на базе Института педагогики и психологии состоялись следующие научные конференции:

  • Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Социально-педагогическая и психолого-педагогическая деятельность: актуальные проблемы, достижения, инновации»
  • VI Международная научная конференция «Психология стресса и совладающего поведения: устойчивость и изменчивость отношений, личности, группы в эпоху неопределенности».
  • Межрегиональный семинар «Психопедагогика социальных симуляторов и игровых образовательных сред» в Институте педагогики и психологии КГУ
  • Международная научно-практическая конференция «Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми и талантливой молодежью: опыт, проблемы, перспективы».
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Эффективные стратегии поддержки людей с расстройствами аутистического спектра и их семей»
  • Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Стратегии социального партнерства в развитии высшего и среднего профессионального инклюзивного образования: традиции, опыт, наставничество»

В 2023-2024 уч. год кафедрой психолого-педагогического образования организована II Всероссийская научно-практическая конференция «Социально-педагогическая и психолого-педагогическая деятельность: актуальные проблемы, достижения, инновации».

В Институте педагогики и психологии активно ведёт свою работу студенческое научное сообщество «Наука.ИПП.Вливайся», участниками которого являются студенты – успешные молодые учёные – авторы статей и участники конференций различного уровня. Кроме того, объединение занимается популяризацией науки в студенческой среде и организует различные события в учебной и во внеаудиторной жизни Института.

    Приоритетными направлениями развития науки  в институте являются:

1. Развитие основных научных направлений института как базиса для повышения качества подготовки квалифицированных специалистов и обеспечения притока новых научно-педагогических кадров в институт.

2.Организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, научно-практических и других работ, направленных на решение актуальных задач региона в области современного образования, психологии и социальной работы.

3. Разработка и внедрение механизмов коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности посредством расширения сферы профессиональных контактов института в направлении трансфера научно-педагогической и научно-психологической информации, продуктов и услуг в реальные сектора экономики, привлечение внешних источников финансирования

4. Развитие международного сотрудничества в научной сфере, участие в международных научных и научно-образовательных проектах и программах, научных и научно-практических мероприятиях, нацеленных на совершенствование образовательного и научного процессов института.

5. Повышение качества образовательного процесса на основе привлечения студентов и слушателей к научно-исследовательской работе, внедрения элементов научной деятельности в учебный процесс, укрепления связи учебного процесса с научной работой института в целях формирования кадрового потенциала института.

 

Дополнительная информация

  • дата редактирования:13.10.2023
Top