Воспитательную работу в институте гуманитарных наук и социальных технологий курируют Смирнов Павел Александрович и Чижова Ирина Юрьевна
![]() |
![]() |
Смирнов Павел Александрович | Чижова Ирина Юрьевна |
Контактная информация: |
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
В основу воспитательной работы в институте гуманитарных наук и социальных технологий (далее – ИГНСТ) положена «Концепция воспитательной работы со студентами КГУ им. Н.А. Некрасова» и «Программа воспитания студентов КГУ им. Н.А. Некрасова на цикл обучения». В основе воспитательной работе лежит разработка компетентностно-ориентированной модели организации воспитательной работы в условиях многоуровневого обучения.
Нормативную базу деятельности составляют положения «Об Отделе культурно-массовой и воспитательной работы», «О порядке поощрения студентов и аспирантов КГУ им. Н.А. Некрасова за активную общественную и организаторскую деятельность, успехи в творческой и спортивной деятельности», «О кураторе студенческой академической группы», «О студенческом общежитии», «О молодежном студенческом оперативном отряде в общежитиях», «О спортивных сборных командах университета», «О Конкурсе студенческих грантов» и другие. Также разработаны и реализуются «Программа формирования здорового образа жизни и профилактики нездоровья у студентов КГУ им. Н.А. Некрасова», Положение об объединенном совете обучающихся. За отчетный период в связи с изменениями в законодательстве неоднократно обновлялось «Положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов, аспирантов и докторантов КГУ им. Н.А. Некрасова». Для реализации поставленных воспитательных задач в университете ежегодно разрабатывается и утверждается ректором и Ученым Советом университета план воспитательной работы, на основе которого разрабатываются план спортивно-массовой работы, в учебных подразделениях – собственные планы воспитательной работы.
Вся информация размещается на сайте университета. Информация о воспитательной работе в ИФИ представлена на сайте:
https://vk.com/ksu_ifi (Сообщество «Институт филологии и истории КГУ им. Н.А. Некрасова» в социальной сети «ВКонтакте»).
Задачи воспитательной работы в ИФИ
Исходя из целей высшего профессионального образования, отражённых в государственных образовательных стандартах, законодательстве РФ, можно выделить основные направления воспитательной работы в КГУ им. Н.А.Некрасова и Институте филологии и истории: • формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры, толерантности, поведения, адекватного нравственно-этическим принципам и социальным нормам;
- формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;
- формирование общечеловеческого ценностного отношения к явлениям общественной жизни, социальным группам, государственным структурам;
- ориентация на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры;
- привитие умений и навыков управления коллективом с использованием различных форм студенческого самоуправления, формирование опыта участия в социально-значимой деятельности;
- сохранение и приумножение историко-культурных традиций университета, преемственность в воспитании студенческой молодежи, приобщение к университетскому духу, формирование чувства университетской солидарности и корпоративности;
- развитие демократических методов общения со студентами, утверждение принципов педагогики сотрудничества и развития активности студентов в учебной и научно-исследовательской деятельности, преемственность и демократичность отношений в научных коллективах;
- совершенствование физического состояния, привитие потребности здорового образа жизни, воспитание нетерпимого отношения к наркотикам, пьянству, антиобщественному поведению;
- развитие творческой деятельности студентов, соотносимой с общим контекстом их будущей профессиональной деятельности.
Воспитательная работа в ИФИ ведется по следующим направлениям:
- сохранение и приумножение традиций культурно-исторического наследия, художественно-эстетическое, нравственное и гражданское воспитание;
- формирование профессионально-значимых качеств личности, профессиональной направленности личности, уточнение специфики осваиваемой специальности и ее социального смысла;
- формирование физической культуры, профилактику наркомании и алкоголизма, пропаганда здорового образа жизни и физкультурно-оздоровительные мероприятия;
- управление развитием воспитательной системы института.
Сохранение и приумножение традиций культурно-исторического наследия, художественно-эстетическое, нравственное и гражданское воспитание
Говоря о традиционных для университета студенческих мероприятиях, стоит отметить высокий уровень участия студентов ИФИ в мероприятиях: «Знакомьтесь, первый курс», «Знакомьтесь, курс не первый» (1-е место в 2015 г.), конкурс талантливых студентов «Три Арт – КГУ», «Студенческая весна», «Последний звонок», «День открытых дверей» и др.. В традиционных университетских мероприятиях закладываются основные ценности студенчества. В них студенты ИФИ не только борются за победу, представляя институт, но и актуализируют свои таланты, творческие способности.
«Знакомьтесь, первый курс!» – это посвящение в студенты через творчество. Участники от ИФИ представили единый сюжет мини-спектакля по мотивам «Сказки о золотой рыбке» А.С.Пушкина (2015).
Проведение подобных конкурсов является давней традицией университета. В поддержание этой традиции ИФИ видит свою первостепенную задачу.
К числу особенно значимых для ИФИ мероприятий, инициированных и проводимых студентами, относится день памяти философа и логика А.А.Зиновьева – «Я мечтаю о новом человеке» и выставка памяти режиссера-постановщика студенческой театральной мастерской КГУ им. Н.А.Некрасова А.Семёнова. А.Семёнов – выпускник КГУ им. Н.А.Некрасова, руководитель легендарного костромского театрального коллектива «Друзья театра», организатор и режиссер театральной мастерской «Прогулки фраеров».
Вошедшие в состав Института филологии и истории факультеты: иностранных языков, филологический, исторический, на протяжении многих десятилетий известны своими преподавателями, студентами, выпускниками, а также добрыми делами и традициями. Одна из добрых традиций – это творческие коллективы, объединяющие преподавателей и студентов как единомышленников.
Литературный театр объединил любителей русской классики, настоящих ценителей художественного слова. Более трехсот человек в разные годы были заняты в постановках Литературного театра, который более 30 лет возглавляет народная артистка России, лауреат Государственной премии Литвы, почётный профессор КГУ им. Н. А. Некрасова Ирина Аркадьевна Аркадьева, талантливый и опытный режиссёр, мудрый наставник творческой молодёжи.
Студенты, не равнодушные к народной культуре, интересующиеся традиционным искусством Костромской земли, имеют возможность заниматься в фольклорно-этнографическом ансамбле «Гралица», под руководством О. Родионовой, фольклорном кружке «Театр Петрушки».
Формирование профессионально-значимых качеств личности, профессиональной направленности личности, уточнение специфики осваиваемой специальности и ее социального смысла.
С переходом на уровневую систему высшего образования воспитательная работа концентрируется на формировании у студентов специальных компетенций. В этой связи актуальным является активное вовлечение студентов в самостоятельную работу, формирование положительной мотивации к деятельности, создание условий для принятия студентом самостоятельных решений и ответственности за их результаты.
При поддержке Союза Журналистов РФ и костромского Центра региональных исследований регулярно проводятся встречи и мастер-классы ведущих российских журналистов, учёных и общественных деятелей со студентами направления подготовки «Журналистика». Творческий проект – реабилитация людей с ограниченными возможностями средствами СМИ совместно с Реабилитационным центром инвалидов «Надежда» г. Костромы поддержан грантом КГУ им. Н.А. Некрасова.
Несколько долгосрочных проектов представляет добровольное студенческое объединение «Память». Инициативная группа студентов направления подготовки «История» организует различные мероприятия: митинги, вечера памяти, литературно-музыкальные вечера, агитбригады, круглые столы, диспуты, цель которых – сохранение памяти о значимых событиях в жизни вуза и людях, внёсших весомый вклад в развитие университета.
Изучая иностранные языки и осваивая навыки межкультурной коммуникации, студенты института вносят большой вклад в организацию и проведение профильных лингвострановедческих смен для учащихся школ в лагерях отдыха, участвуют в качестве переводчиков в работе международных конференций, проводимых в университете и городе, в сопровождении зарубежных гостей, переводят лекции зарубежных профессоров, работающих в университете.
Значительная воспитательная работа проводится непосредственно в самом учебном процессе и индивидуальной научно-методической работе со студентами. Предмет изучения – русский литературный язык, литература, история – позволяют сформировать в студентах любовь к национальному достоянию, патриотизм, внутреннюю и внешнюю культуру. Обучение основам преподавательской деятельности способствует формированию у студентов убеждения в значимости учительского труда, в ответственности учителя за воспитание подрастающих поколений и, в конечном счете, за судьбу своей страны.
Профессиональному становлению студентов, обучающихся по направлению «История», способствует посещение публичных лекций известных учёных. Так в сентябре 2015 г. студенты посетили лекцию известного во всем мире египтолога – доктора Захи Хавасса, рассказавшего об актуальных проблемах египтологии, а также раскопках в долине Нила и Долине царей (Египет). Лекция состоялась в МГУ им. М.В.Ломоносова.
Создание благоприятной духовной среды, доброжелательности, морально-психологического комфорта, формирование у студентов чувства профессионально-этической взаимоответственности, взаимодействия между преподавателем и студентом, ориентированность на сотрудничество, общение «на равных», отношение к студенту как полноправному и основному участнику институтской жизни – главный фактор воспитательной среды института.
Формирование физической культуры, профилактику наркомании и алкоголизма, пропаганда здорового образа жизни и физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Физкультурно-оздоровительная (спортивная) работа со студентами – одно из важных направлений воспитательной работы в ИФИ.
Студенты ИФИ занимаются в спортивных секциях (футбол, волейбол, аэробики и др.), успешно выступают в городских соревнованиях.
В сентябре 2015 г. студенты ИФИ приняли участие в командном турнире «Питерских игр». В соревнованиях приняли участие 24 команды из 12 городов России. Студенты института вошли в общеуниверситетскую команду «Драйв». Сборная команда достойно представила университет.
Традиционно студенты ИФИ принимают участие в легкоатлетическом кроссе.
Управление развитием воспитательной системы институтаВ структуру воспитательной системы ИФИ входят:
Органы студенческого самоуправления:
- Студенческий совет,
- Старостат,
- Профбюро;
Административные органы:
- Дирекция ИФИ,
- Ученый Совет Института филологии и истории,
- Совет кураторов,
- Кафедра отечественной филологии и журналистики,
- Кафедра романо-германских языков,
- Кафедра истории,
- Кафедра иностранных языков в профессиональной коммуникации.
Профорги ИФИ:
1. Алиса Андреевна Бань, 1 курс «Филология»
2. Даниил Ильич Воробьев, 2 курс «Журналистика»
3. Родион Кожевников, 2 курс «Филология»
4. Ирина Николаевна Махорина, 3 курс «Журналистика»
5. Валентина Алексеевна Жвакина, 3 курс «Филология»
6. Андрей Александрович Седьмов, 4 курс «Журналистика»
7. Анастасия Ильичева, 4 курс «Филология»
8. Трифонова Анна Сергеевна, 1 курс «История»
9. Маянская Екатерина Юрьевна, 2 курс «История»
10. Селезнёва Анастасия Алексеевна, 3 курс «История»
11. Гусева Анастасия Игоревна, 4 курс «История»
12. Чернышова Виолетта Сергеевна, 1 курс «Иностранный язык»
13. Шепелева Виктория Сергеевна , 1 курс «Иностранный язык»
14. Ерохина Елизавета Васильевна , 1 курс «Иностранный язык»
15. Беляева Алёна Николаевна, 2 курс «Иностранный язык»
16. Заварзина Анастасия Владимировна, 2 курс «Иностранный язык»
17. Якимычева Евгения Александровна, 2 курс «Иностранный язык»
18. Лазарев Алексей Андреевич, 3 курс «Иностранный язык»
19. Макарова Светлана Сергеевна, 3 курс «Иностранный язык»
20. Погорелова Елизавета Михайловна, 3 курс «Иностранный язык»
21. Петрович Марица, 3 курс «Иностранный язык»
22. Веселова Любовь Юрьевна, 4 курс «Иностранный язык»
23. Плешакова Анастасия Витальевна, 5 курс «Иностранный язык»
24. Козлова Софья Витальевна, 5 курс «Иностранный язык
25. Жук Анастасия Анатольевна, 5 курс «Иностранный язык»
Пикас Полина Андреевна, 5 курс «Иностранный язык».
За учебными группами 1, 2, 3, 4, 5 курсов закреплены кураторы из числа преподавателей и студентов Института филологии и истории:
1 курс | Филология | Павлова Алла Эдуардовна, к.ф.н., доцент кафедры отечественной филологии и журналистики |
2 курс | Филология | Фокина М.А., д.ф.н., профессор кафедры отечественной филологии и журналистики |
Журналистика | Белякова Е.Н., к.ф.н., доцент кафедры отечественной филологии и журналистики | |
3 курс | Филология | Павлов А.В, к.ф.н., доцент кафедры отечественной филологии и журналистики |
Журналистика | Невский А.В., доцент кафедры отечественной филологии и журналистики | |
4 курс | Русский язык и литература | Смирнова Л.Н., к.ф.н., доцент кафедры отечественной филологии и журналистики |
Журналистика | Лебедева И.В., к.ф.н., доцент кафедры отечественной филологии и журналистики | |
5 курс | Русский язык и литература | Недельчо Е.В., к.ф.н., доцент кафедры отечественной филологии и журналистики |
1 курс | Иностранный язык | Акатова Александра Александровна, к.культурол.н., доцент кафедры романо-германских языков |
2 курс | Иностранный язык | Зимина Евгения Витальевна, к.э.н., доцент кафедры романо-германских языков |
3 курс | Иностранный язык | Золинова Елена Вадимовна, к.ф.н., доцент кафедры романо-германских языков |
4 курс | Иностранный язык | Симанова Дарья Евгеньевна, к.п.н., доцент кафедры романо-германских языков |
5 курс | Английский язык | Лебедев Андрей Юрьевич, к.п.н., доцент кафедры романо-германских языков |
Немецкий язык | Жезлова Светлана Александровна, к.п.н., доцент кафедры романо-германских языков | |
Французский язык | Иванова Нина Викторовна, к.ф.н., доцент кафедры романо-германских языков | |
1 курс | История | Смирнов Евгений Алексеевич, студент 4 курса |
2 курс | История | Новиков Алексей Валентинович, к.и.н., доцент кафедры истории |
3 курс | История | Шигарева Анна Николаевна, к.и.н., доцент кафедры истории |
4 курс | История | Майорова Наталья Сергеевна, к.и.н., доцент кафедры истории |