Научная деятельность

Приоритетными направлениями научной работы, разрабатываемыми на кафедре романо-германских языков, являются «Язык, текст и дискурс в когнитивном, семиотическом и аксиологическом аспектах» и «Инновационные методики преподавания иностранных языков в школе и в вузе».

Научное направление: ЯЗЫК, ТЕКСТ И ДИСКУРС В КОГНИТИВНОМ, СЕМИОТИЧЕСКОМ И АКСИОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ 

Руководители: канд. культ., доцент Акатова Александра Александровна; канд. филол. наук, доцент Ермакова Любовь Алексеевна.

Исполнители: к. филол. н. Каплина М.М., к.э.н. Зимина Е.В., к. филол.н. Золинова Е.В., к. филол.н. Наградова Л.С., к.пед.н. Жезлова С.А., к. филол.н. Белопухова. О.В., к. филол.н. Денисова Т.М., ассист. Григорян А.М., студенты направления подготовки «Лингвистика», Пед. образование «Иностранные языки», магистранты направления подготовки «Зарубежная филология и межкультурная коммуникация»

Понятия «язык», «текст», «дискурс» достаточно прочно зафиксировались в современной науке и активно исследуются лингвистами, культурологами, семиотиками, литераторами, используя совокупный инструментарий теоретических и практических исследований и методов, а также междисциплинарный эмпирический материал. Предлагаемые аспекты исследования (когнитивный, семиотический и аксиологический) актуализируют весь спектр вопросов лингвистики, семантики, аксиологии и лингвокультурологии в условиях современной социокультурной и геополитической ситуации, отражая концепты и ценности в жизни посредством языка, текста и дискурса; структуру и суть концептов; лингвоконцептосферу сознания разных лингвокультурных сообществ; подходы к исследованию артефактов и явлений культуры, знаков и символов; систему ценностей и ее взаимосвязь с речевой деятельностью народа.

Основные результаты научно-исследовательской деятельности:

  • участие преподавателей в научно-практических конференциях, семинарах, форумах;
  • организация ежегодного межрегионального конкурса студенческих научных работ по лингвокультурологии «Языки и культуры современной Европы»;
  • публикации в научных журналах с грифом ВАК, научных высокорейтинговых журналах.

Наиболее значимые научные труды:

Акатова А. А. Пролептический символ «бабочка» в «Коллекционере» Джона Фаулза: семантико-семиотический аспект // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2023. – Том 16. – Выпуск 1. – C. 76–81.

Акатова А. А. Скрытый экфрасис в «Портрете» Д. Г. Россетти: возможность интерсемиотического перевода // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2021. – Том 14. – Выпуск 11. – C. 3333–3337.

Лаврова С.Ю., Ермакова Л.А. Концептуальная семантика бинарных оппозиций в русских и английских паремиях: сопоставительный аспект: монография / Лаврова С.Ю., Ермакова Л.А. Череповец: Череповецкий государственный университет, 2023. – 144 с.

Ермакова Л. А., Лаврова С. Ю. Отражение референциальных ситуаций в оценочной семантике русских и английских паремий с лексемами «начало» / «конец» и «beginning» / «ending» и их смысловыми репрезентаторами // Верхневолжский филологический вестник. – 2022. – № 1 (28). – С. 125–132.

Ермакова Л. А. Роль образа автора в художественном нарративе магического романа Дж. Харрис «Blackberry Wine» // Северо-западный лингвистический журнал. – 2022. – № 3 (5). С. 20–34.

Ермакова Л. А., Лаврова С. Ю. Концептуализация страха в русских и английских паремиях: сопоставительный аспект // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2022. – № 2 (107). – С. 16–30.

Лаврова С.Ю., Ермакова Л.А. Внутренняя речь персонажа как основной способ организации художественного дискурса Кадзуо Исигуро (на материале романа «Остаток дня») // Научный диалог. – 2021. – № 6. – С. 92–112.  WoS 

Лаврова С. Ю., Ермакова Л.А. Семиотический образ А. Пушкина в мифотворческой трактовке М. Цветаевой / С. Ю. Лаврова, Л. А. Ермакова // Филологический класс. – 2022. – Том 27. – №1. – С. 22–34. WoS 

Зимина Е. В. Culture Codes in Children's Literature: Voices from Scotland and Armenia // Studia Litterarum. – 2023. – Т. 8. – № 1. – С. 324–347. WoS 

Zimina E. V. Translating Multicultural Texts: Challenges and Solutions // Contemporary Translation Studies / Editor Dr. Tian Chuanmao. – 2021. – P. 23–46.

Саркисян М. С., Зимина Е. В. Язык референдумов через призму Британских газетных заголовков // Вестник Томского государственного университета. Филология. – 2022. – № 75. – С. 199–220.

Белопухова О.В. Функциональная значимость образа И.С. Тургенева в драматической трилогии Т. Стоппарда «Берег утопии» // Вестник Костромского государственного университета. – 2022. – Т. 28. № 3. – С. 146–152.

Денисова Т.М. Новые герои современной немецкой короткой прозы (Майке Ветцель) // Гуманитарные исследования. – 2022. – № 2 (82). – С. 166–171.

Жезлова С. А., Каплина М. М. Топонимика Эльзаса как объект лингвистической лимологии // Верхневолжский филологический вестник. – 2021. – № 3(26). – С. 151–157.

Каплина М.М., Жезлова С.А. Основные приемы трансформации гастрономической терминологии Эльзаса: лингвокультурологический аспект // Вестник Костромского государственного университета. – 2023. – Том 29. – №2. – С. 175–181.

Белопухова О.В., Жезлова С.А. Фонологические, морфологические и стилистические средства выразительности в слоганах немецких городов // Гуманитарные исследования. 2023. № 2 (86). С. 88-93.

Золинова Е.В. Роль описаний природы в раскрытии основной идеи рассказа Ш. Андерсона  «Невысказанная ложь» // Вестник Костромского государственного университета. – 2023. –  №2. – С. 109–115.

Дубова М.Е. Роль межъязыковых фразеологическх коррелятов в репрезентации языковой картины мира // Слово - фразеологизм - дискурс: актуальные проблемы исследования в современном гуманитарном знании. Сборник статей, посвящённый 85-летию со дня рождения заслуженного работника высшей школы, доктора филологических наук, профессора костромского государственного университета Алины Михайловны Мелерович. Кострома, 2023. С. 117-120.

 

Научное направление: ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ШКОЛЕ И В ВУЗЕ

Руководитель: канд. пед. наук, доцент кафедры романо-германских языков Жезлова Светлана Александровна

Исполнители: к. филол. н. Каплина М.М., к.э.н. Зимина Е.В., к.филол.н. Золинова Е.В., к.филол.н.  Дубова М.Е., к.пед.н. Лебедев А.Ю., ст. преподаватель Орехова Е.Н., студенты направления подготовки «Лингвистика», Пед. образование «Иностранные языки», магистранты направления подготовки «Зарубежная филология и межкультурная коммуникация».

Современная методика преподавания иностранных языков является отражением политики государства в области изучения языков, и в центре внимания методических исследований коллектива кафедры лежат такие тенденции, как

  • личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения иностранному языку;
  • ориентация учебного процесса на формирование вторичной языковой личности; цифровые инструменты в обучении иностранным языкам;
  • тенденции в профессиональной подготовке современного учителя иностранного языка;
  • особенности работы по новым образовательным стандартам в школе и вузе;
  • современные средства оценивания результатов обучения иностранному языку;
  • инновационные приемы интенсификации образовательного процесса;
  • игровые технологии в образовательном пространстве;
  • образовательный трек: школа-вуз-школа.

В базовых образовательных учреждения Костромского региона в рамках производственных педагогических и преддипломных практик проходит апробация результатов научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей; студенты (бакалавры, магистранты) развивающие данное научное направление, пишут курсовые работы и ВКР, участвуют в студенческих научных мероприятиях («Шаг в будущее», «Ступени роста» и др.) разного уровня (локального, регионального, межрегионального, всероссийского).

Коллектив кафедры организует ежегодный Всероссийский научно-методический круглый стол «Современные тенденции преподавания иностранных языков в вузе и школе: вызовы времени» для преподавателей иностранных языков высших учебных заведений, учителей школ,  ссузов, дошкольных образовательных учреждений и всех заинтересованных лиц РФ и зарубежья; это особая научная площадка для презентации и реализации инновационных идей в сфере преподавания иностранных языков.

Преподаватели кафедры выступают в качестве научных экспертов на уровне региона (аттестационных комиссиях Департамента науки и образования Костромской области, в комиссии по проведению ЕГЭ/ОГЭ по иностранным языкам, в жюри олимпиад, научных конкурсов, читают лекции и научные доклады).

Основные результаты научно-исследовательской деятельности по направлению:

  • участие преподавателей и студентов в научно-практических конференциях, семинарах, форумах, образовательных школах международного и всероссийского уровней, посвященных важнейшим вопросам методики преподавания иностранных языков в школе и вузе;
  • методическое сопровождение мероприятий регионального уровня и научное взаимодействие с Департаментом науки и образования Костромской области, методическим и объединениями учителей иностранных языков региона;
  • публикации в рамках тематики в научных журналах и сборниках конференций:

Наиболее значимые научные труды: 

Жезлова С.А. Каплина М.М. Формирование толерантности у студентов при изучении текстов иноязычных СМИ // Вестник КГУ: № 2. 2022. – С. 147–152.

Ермакова Л.А., Жезлова С.А. Учебные веб-квесты и интеллектуальные онлайн-игры как средства интенсификации образовательного процесса // Актуальные вопросы современного языкознания и тенденции преподавания иностранных языков: теория и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Кострома: Изд-во ВАРХБЗ, 2021. – С. 108–112.

Zimina E.V.,  Sargsyan M.S. Reimagining literature in the English language teaching context in the Russian and Armenian higher education. Folia Linguistica et Litteraria. 2021. Т. 12. № 35. – С. 137–155. Scopus      

Зимина Е.В. Практический подход к преподаванию дисциплины «Практикум межкультурной коммуникации» // Сборник статей и тезисов выступлений межвузовского научно-методического семинара преподавателей иностранных языков. Кострома, 2020. – С. 140–143.

Золинова Е.В. Значение лингвостилистического анализа художественного текста для профессиональной подготовки студента-лингвиста (на материале английского языка) // Актуальные вопросы современного языкознания и тенденции преподавания иностранных языков: теория и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Кострома: Изд-во ВАРХБЗ, 2022. – С. 97–101.

Золинова Е.В. Использование аутентичных текстов на древнеанглийском языке в курсе «Истории английского языка» в вузе // Актуальные вопросы современного языкознания и тенденции преподавания иностранных языков: теория и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Кострома: Изд-во ВАРХБЗ, 2021. – С. 130–136.

Золинова Е.В. Преподавание синтаксиса древнеанглийского языка на материале памятников древнеанглийской письменности в курсе «Истории языка» в вузе // Актуальные вопросы современного языкознания и тенденции преподавания иностранных языков: теория и практика. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Кострома, 2024. С. 88-94.

Денисова Т.М., Готовцева А.А. Дидактический потенциал мемуарного текста при обучении иностранному языку // Актуальные вопросы современного языкознания и методики преподавания иностранных языков в образовательных организациях: сборник статей и тезисов выступлений межвузовского научно-методического семинара преподавателей. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Кострома: Изд-во ВАРХБЗ, 2021. – С. 72–76.

Денисова Т.М., Эдилян Э.В. Формирование вторичной языковой личности в процессе изучения иностранных языков с использованием интернет-речурсов // Проблемы филологии, перевода и методики преподавания в свете межкультурной коммуникации. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Красноярск, 2024. С. 65-71.

Орехова Е.Н., Салманова Ж. Видеоконференция как ресурс развития языковой и межкультурной компетенции студентов вуза // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29. № 4. С. 110-116.

Орехова Е.Н. Межкультурная коммуникация как основа эффективного обучения иностранным языкам» Вестник КГУ. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. № 2, 2021. – С. 168–174.

 

УЧЕБНЫЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ КАФЕДРЫ 

Акатова А. А. Лингвострановедение: история Великобритании: учебное пособие. – Кострома: Костромской государственный университет, 2021. – 124 с.

Белопухова О. В. Латинский язык: практикум. – Кострома: Костромской государственный университет, 2021. – 79 с.

Дубова М. Е. Введение в языкознание: практикум / сост. М. Е. Дубова. – Кострома: Костромской государственный университет, 2023. – 53 с.

Ермакова Л. А. История лингвистических учений: учебно-методическое пособие. – Кострома: КГУ, 2021. – 92 с.

Ермакова Л. А. Теоретическая грамматика (английский язык). – Кострома: КГУ, 2020. – 89 с.

Золинова Е. В. Практическая грамматика первого иностранного языка (английский язык). Причастие в современном английском языке: учебно-методическое пособие. – Кострома, КГУ, 2022. – 65 с.

Наградова Л. С. Практика устной и письменной речи первого иностранного языка: тренажёр по созданию текстов различных жанров: учеб.-метод. пособие / сост.  Л. С. Наградова. – Кострома: КГУ, 2023. – 94 с.

Орехова Е. Н. Civilisation de la France: учебно-методическое пособие по лингвострановедению второго иностранного языка (французский язык) / Е. Н. Орехова. – Кострома: Костромской государственный университет, 2023. – 98 с.

 

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ 

Одной из составляющих частей научной работы на кафедре является поддержка и развитие научно-исследовательской деятельности студентов. Студенты кафедры романо-германских языков принимают участие в работе научных объединений в рамках научных направлений, разрабатываемых преподавателями кафедры.

В 2020 году на кафедре романо-германских языков была создана научная ассоциация студентов НАС КГУ (научный руководитель: канд. филол. н., доцент кафедры Л. А. Ермакова). Создание данного объединения было продиктовано необходимостью формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у студенческой молодежи в области науки, технологий и инноваций.

Члены научной ассоциации студентов выступают на конференциях разного уровня (от межвузовских до международных), участвуют в научно-исследовательских конкурсах. За 2020-2024 участники ассоциации завоевали 14 дипломов I степени, 7 дипломов II степени, 10 дипломов III степени и получили 29 сертификатов, подтверждающих их участие в конкурсах научно-исследовательских работ, Всероссийских студенческих научно-практических конференциях (Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский государственный технический университет, Ульяновский государственный университет, Уральский федеральный университет, Сибирский федеральный университет, Пермский государственный научно-исследовательский университет, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Липецкий государственный педагогический университет им. П. П. Семенова-Тян-Шанского, Национальный исследовательский Томский государственный университет и др.), Всероссийских олимпиадах и творческих конкурсах. Всего за 2020–2024 гг. опубликованы 22 статьи.

Шесть раз в 2021–2024 гг. студенты становились обладателями именных стипендий губернатора Костромской области за высокие достижения в научной деятельности: 

2021-2022 уч. г.

Лактионова Д.А. 3 курс, бакалавриат, Педагогическое образование с двумя профилями подготовки «Иностранные языки»

Торопынина Е.С., 4 курс, бакалавриат, Педагогическое образование с двумя профилями подготовки «Иностранные языки»

2022-2023 уч. г.

Лактионова Д.А. 4 курс, бакалавриат, Педагогическое образование с двумя профилями подготовки «Иностранные языки»

Тростина Ю.Д., 3 курс, бакалавриат, Лингвистика «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» 

2023-2024 уч. г.

Лактионова Д.А. 5 курс, бакалавриат, Педагогическое образование с двумя профилями подготовки «Иностранные языки»

Тростина Ю.Д., 4 курс, бакалавриат, Лингвистика «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» 

В 2022 году два студента прошли пятидневную научную школу «Учёные люди» в Москве, которая проводилась при поддержке Федерального агентства по делам молодежи Росмолодежь. Также в 2022 году один студент стал финалистом VII Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ студентов и аспирантов «Наука будущего – наука молодых» и очно представил свой доклад научному сообществу в Новосибирском государственном техническом университете.  В 2023 г. председатель Научной ассоциации студентов приняла участие в III Всероссийской школе СНО, которая проходила на базе национального исследовательского технического университета МИСИС в г. Москве, и в Международной научной школе СНО, проходившей в Сибирском федеральном университете в г. Красноярске. В 2024 г. председатель объединения стала участницей Всемирного фестиваля молодёжи, который проходил на федеральной территории «Сириус» в г. Сочи.

В 2022 г. Научная ассоциация студентов стала победителем в конкурсе студенческих объединений «Продвигай». В 2024 г. студенческое объединение вошло в «ТОП-5 студенческих объединений КГУ» за выдающиеся достижения в реализации актуальных молодежных инициатив, регулярное участие в значимых событиях университета и региона, высокие результаты в достижении ключевых целей объединения и молодежной политики Костромского края.

В 2022 г. руководитель объединения канд. филол. н., доцент Л.А. Ермакова стала победителем конкурса «Лучший наставник Костромской области – 2022» в номинации «Наставничество в области высшего и профессионального образования». В 2024 г. Л.А. Ермакова приняла участие в первом в России образовательном мероприятии для кураторов СНО, которое прошло в центре подготовки просветительских и управленческих кадров «Машук» в г. Пятигорске.

Все результаты деятельности научной ассоциации студентов освещены в официальных группах КГУ:

в группе кафедры романо-германских языков – https://vk.com/romgeryaz

в группе научной ассоциации студентов – https://vk.com/naukavnas

 

Дополнительная информация

  • дата редактирования:16.09.2024
  • Дата актуализации: 16.09.2024
Top