Научная деятельность

Приоритетными направлениями научной работы на кафедре романо-германских языков являются исследования в области лингвистики и межкультурной коммуникации (многоаспектное изучение языковых единиц разных уровней, лингвистические параметры, закономерности построения и функционирования художественного текста), а также методики преподавания иностранных языков в школе и в вузе.

Актуальность проблем межкультурной коммуникации в современных условиях определяется научно-техническим прогрессом, миграционными процессами, необходимостью сглаживания и устранения межрелигиозных, межнациональных и межэтнических конфликтов, а также стремлением людей и социумов открывать все новые возможности, виды и формы общения, главным условием эффективности которых является взаимопонимание, диалог культур, терпимость и уважение к культуре партнеров по коммуникации.

Следуя требованиям современного общества, научно-практические исследования преподавателей кафедры романо-германских языков находятся на стыке лингвистики и межкультурной коммуникации и ставят перед собой следующие многоаспектные цели и задачи:

  • исследовать корни, проявления, формы, виды, развитие культур разных народов и их контактов;
  • исследовать и развивать практическую сторону всех видов коммуникации (межличностную, межгрупповую/внутригрупповую, профессиональную, массовую, межкультурную);
  • проводить системный анализ функций процесса коммуникации (информативная, коммуникативная, аффективно-оценочная, рекреативная, убеждающая, ритуальная);
  • устанавливать и углублять междисциплинарные связи научного направления со смежными дисциплинами (философия, культурология, психология, этнология, антропология, социология, экология средств коммуникации и т.д.);
  • анализировать практическое использование вербальных и невербальных (мимика, взгляд, жесты, поза, голосовые и интонационные средства, прикосновения, чувственное восприятие, проявление ощущений, пространственная и временная структура общения) средств общения;
  • научить людей терпимости, уважению, пониманию других культур;
  • развивать практические навыки и расширять всесторонние знания о культуре другого народа в межкультурной коммуникации.

Современная методика преподавания иностранных языков является отражением политики государства в области изучения языков, и в центре внимания современных методических исследований лежат такие тенденции, как личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения иностранному языку, ориентация учебного процесса на формирование вторичной языковой личности.

Акатова А. А. Скрытый экфрасис в «Портрете» Д. Г. Россетти: возможность интерсемиотического перевода Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2021. – Том 14. – Выпуск 11. – C. 3333–3337.

Жезлова С.А., Каплина М. М. Топонимика Эльзаса как объект лингвистической лимологии Верхневолжский филологический вестник – 2021 – No 3(26)

Zimina E.V., Sargsyan M.S. REIMAGINING LITERATURE IN THE ENGLISH LANGUAGE TEACHING CONTEXT IN THE RUSSIAN AND ARMENIAN HIGHER EDUCATION Folia Linguistica et Litteraria, 2021, No.35, 137-155

Zimina E.V. Translating Multicultural Texts: Challenges and Solutions В:  Contemporary Translation Studies, Editor: Dr. Tian Chuanmao, 2021 pp. 23-46

Саркисян М. С., Зимина Е. В. ЯЗЫК РЕФЕРЕНДУМОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ БРИТАНСКИХ ГАЗЕТНЫХ ЗАГОЛОВКОВ

Вестник Томского государственного университета. Филология. 2022. № 75. С. 199–220.

Лаврова С. Ю., Ермакова Л. А. Внутренняя речь персонажа как основной способ организации художественного дискурса Кадзуо Исигуро (на материале романа «Остаток дня»). Научный диалог. 2021;(6):92-112. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-6-92-112 WoS Core CollectionEmerging Sources Citation Index (ESCI)

Ермакова Л. А., Лаврова С. Ю. Концептуализация страха в русских и английских паремиях: сопоставительный аспект // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 2 (107). С. 16–30. ВАК РФ 

Ермакова Л. А., Лаврова С. Ю. Отражение референциальных ситуаций в оценочной семантике русских и английских паремий с лексемами «начало» / «конец» и «beginning» / «ending» и их смысловыми репрезентаторами // Верхневолжский  филологический вестник. 2022. № 1 (28). С. 125–132.

Лаврова С. Ю., Ермакова Л.А. Семиотический образ А. Пушкина в мифотворческой трактовке М. Цветаевой / С. Ю. Лаврова, Л. А. Ермакова // Филологический класс. – 2022. – Том 27 ⋅ №1. – С. 22–34. WoS Core Collection Emerging Sources Citation Index (ESCI)

Орехова Е.Н. Межкультурная коммуникация как основа эффективного обучения иностранным Вестник Костромского государственного университета. Серия Педагогика. Психология. Социокинетика, №2/2021 стр. 168–174.

Акатова А.А. Практика устной и письменной речи первого иностранного языка (английский язык). Пунктуация: учеб.-метод. пособие. КГУ им. Н.А. Некрасова, 2015.- 69 с.

Акатова А.А. Лексикология (английский язык) учеб.-метод. пособие. Издательство КГУ 2017 г. - 116 с.

Акатова А.А. "Практическая грамматика первого иностранного языка (английский язык). Видовременные формы глагола"   Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2019. – 160 с.    

Белопухова О.В. Практикум по культуре речевого общения Deutsch und Deutschland in der Welt.  учеб.-метод. пособие Педагогическое образование, бакалавриат. Немецкий язык как второй профиль.  Кострома, КГУ 2015 г. - 38 с.

Денисова Т.М. Практикум по лингвострановедению Германии: учеб. Пособие на нем. яз. для студентов 4-5 курсов. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2016 г.  84 с.

Денисова Т.М. Практическая грамматика второго иностранного языка. Практикуи по немецкому языку Кострома : Изд-во Костром. Гос. Ун-та, 2019                         

Ермакова Л.А. Теоретическая грамматика (английский язык)     Кострома: КГУ, 2020. - 89 с.          

Лебедев А.Ю. Введение в теорию межкультурной коммуникации: практикум Кострома: издательство КГУ, 2017 г.  - 123 с.

Лебедев А.Ю. Стратегия диалога: практикум Кострома: издательство КГУ, 2017 г.  - 80 с.

Наградова Л.С. Подготовка к дискуссии: идеи, темы и рекомендации - Preparing for a Discussion: Ideas, Issues and Tips Кострома: издательство КГУ им. Н.А. Некрасова, 2016 г. - 65 с.

С 2017 года кафедра романо-германских языков  традиционно проводит межрегиональный круглый стол «Проблемы и перспективы преподавания иностранных языков в школе и вузе»

image1image2image3 image4

Одной из составляющих частей научной работы на кафедре является поддержка и развитие научно-исследовательской деятельности студентов. Студенты кафедры романо-германских языков принимают участие в работе научных объединений в рамках научных направлений, разрабатываемых преподавателями кафедры.

В 2020 году на кафедре романо-германских языков была создана научная ассоциация студентов НАС КГУ (научный руководитель доцент кафедры Ермакова Л. А.). Создание данного объединения было продиктовано необходимостью формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у студенческой молодежи в области науки, технологий и инноваций.

Члены научной ассоциации студентов   выступают на конференциях разного уровня (от межвузовских до международных), участвуют в научно-исследовательских конкурсах. За 2020-2022 участники ассоциации завоевали 7 дипломов I степени, 5 дипломов II степени, 5 дипломов III степени и получили  18 сертификатов, подтверждающих их участие в конкурсах научно-исследовательских работ, областной научной конференции «Шаг в будущее», Всероссийских студенческих научно-практических конференциях (Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский государственный технический университет, Ульяновский государственный университет, Уральский федеральный университет, Сибирский федеральный университет, Пермский государственный научно-исследовательский университет, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Липецкий государственный педагогический университет им. П. П. Семенова-Тян-Шанского, Национальный исследовательский Томский государственный университет и др.), всероссийских олимпиадах и творческих конкурсах. Всего за 2020–2022 гг. опубликованы 16 статей. Две студентки получили в 2021 году именные стипендии им. В. А. Шершунова за высокие достижения в научной деятельности.

В 2022 году два студента прошли пятидневную научную школу в Москве, которая проводилась при поддержке Федерального агентства по делам молодежи Росмолодежь. Также в 2022 году студент, занимающийся научно-исследовательской деятельностью, стал финалистом VII Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ студентов и аспирантов «Наука будущего – наука молодых». Все результаты освещены в официальных группах КГУ (в группе кафедры романо-германских языков – https://vk.com/romgeryaz; в группе научной ассоциации студентов – https://vk.com/naukavnas, также в группе КГУ – https://vk.com/kostroma_university).

Дополнительная информация

  • дата редактирования:21.09.2022
  • Дата актуализации: 21.09.2022
Top