Научная деятельность

На кафедре разрабатываются следующие научные темы: «Ресурсы детей и взрослых с ОВЗ как факторы построения жизненных траекторий» (науч. рук. д.психол.н., Хазова С.А.); «Развитие личности, психологическое благополучие и самореализация детей и взрослых лиц с ограниченными возможностями здоровья» (науч. рук. к. пс. наук Адеева Т.Н., к. пс. наук Шипова Н.С.)

В рамках темы первой темы осуществляется исследование особенностей жизненных траекторий, их варианты у детей и взрослых с ОВЗ (Т.Н. Адеева, И.В. Тихонова) и их социальная и личностная детерминация (И.В. Тихонова, Т.Н. Адеева), изучаются индивидуальные, семейные и социальные ресурсы (М.А. Крылова, У.Ю. Севастьянова), особенности Я-концепции и самовосприятия (С.А. Хазова, Н.С. Шипова, И.В. Тихонова) как факторы построения жизненных траекторий, а также совладающее поведение и его вклад в субъективное благополучие и жизненную успешность (Хазова С.А., Шипова Н.С.).

В рамках второй темы изучен феномен внутренней картины дефекта людей с ОВЗ на разных этапах онтогенеза (Адеева Т.Н.), определена специфика социально-психологической адаптации лиц с ОВЗ при различных вариантах дизонтогенеза (Адеева Т.Н., Тихонова И.В.), выявлено содержание и динамика внутренней картины дефекта при различных вариантах нарушенного развития (Адеева Т.Н, Тихонова И.В., Севастьянова У.Ю., Шипова Н.С.); разработаны положения диадического копинга в семьях лиц с ОВЗ (Шипова Н.С.), изучена специфика близких отношений диад, включающих партнера с ОВЗ, а также специфика их копинг-стратегий (Шипова Н.С., Севастьянова У.Ю.)

За последние годы на кафедре выполнялась работа по нескольким научным проектам:

2015-2017 гг. грант РФФИ №15-06-10198 «Психологические факторы и методы диагностики жизнеспособности в подростковом и юношеском возрасте» (науч. рук. Е.В. Куфтяк);
2016-2017 гг. грант РФФИ: №16-16-44001 «Психологическая готовность педагогов и родителей, различных категорий детей к инклюзивному образованию» (науч. рук. Т.Н. Адеева).
2016-2018 гг.: грант РФФИ №16-36-00038 «Защитная система в детском и подростковом возрасте: поиск моделей адаптации» (науч. рук. Куфтяк Е.В.);
2017-2019 гг.: грант РФФИ №17-06-00812 «Жизненные траектории лиц с ограниченными возможностями здоровья через призму качества жизни» (науч. рук. Хазова С.А.);
2017-2019 гг.: грант РФФИ №17-16-44004 «Разработка методологических основ психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования школьников с ограниченными возможностями здоровья в Костромском регионе» (науч. рук. Тихонова И.В.);
2018-2019 гг.: грант РФФИ №18-313-00243 «Диадическое совладание и психологическое благополучие в близких отношениях» (науч. рук. Шипова Н.С.);

В настоящее время продолжается научно-исследовательская работа по следующим проектам:

2019-2021 гг.: грант РФФИ № 19-013-00768А «Внутренняя картина дефекта лиц с ОВЗ в структуре Я-концепции: детерминанты и эффекты в прогнозе рисков развития и успешности адаптации» (науч. рук. Адеева Т.Н.);
2020-2022 гг.: грант РФФИ № 20-013-00435А «Ментальные ресурсы субъекта при типичном и атипичном развитии: феноменология, динамика, факторы и механизмы формирования в онтогенезе» (науч. рук. Хазова С.А.);
2021-2022 гг.: конкурс на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук «Самореализация лиц с атипичным развитием: специфика, эффективность, прогноз» (науч. рук. Шипова Н.С.).

 

Во всех проектах, которыми руководят преподаватели кафедры, активное участие принимают студенты.

Кафедра ведет активную публикационную деятельность, принимает участие в научных событиях как в России, так и за рубежом. 

Преподаватели кафедры специальной педагогики и психологии Адеева Т.Н. и Хазова С.А. по приглашению Шауляйского университета приняли участие в международной Erasmus+ неделе с 8 по 12 апреля. В данном университете в течение трех месяцев обучается магистрант 1 курса нашей кафедры направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».

В неделе принимали участие 27 преподавателей из 16 стран (Россия, Казахстан, США, Великобритания, Греция, Латвия, Испания и др.). 

Наши преподаватели прочитали лекции на английском языке и провели мастер-классы: Хазова С.А. «Ресурсы личности: эмпирические исследования и методы диагностики», Адеева Т.Н. «Нейропсихологические методы коррекции». 

Программа международной недели предполагала знакомство с традициями университетов, обсуждение актуальных проблем в высшей школе, участие в учебной ярмарке-презентации своих университетов. 

Яркие впечатления остались от посещения социальных учреждений (католического реабилитационного центра для подростков из семей группы риска, психиатрической больницы со стационаром дневного пребывания, дома-интерната для пожилых).

Всем участникам запомнятся: вечер национальной кухни, поездка в г.Биржей, славящийся древней историей, карстовыми озерами и старинными пивоварнями, экскурсия на шоколадную фабрику «Рута».

В конце апреля литовские коллеги приехали с ответным визитом в наш университет для обмена опытом и чтения лекций.

Тема: «Сопровождение семей и детей с ОВЗ в инклюзивном образовании в Литве», лектор – Одетта Шепелитте. 

Тема: «Критическое мышление, умение соединять теорию с практикой», лектор – Дайва Алифановиене. 

Надеемся на дальнейшее сотрудничество между кафедрами университетов по проекту Erasmus+.
 

 Обновлено: 01.03.2021
 
  • дата редактирования:02.03.2021
Top