Научная деятельность
turygin aa 2

Научную деятельность института гуманитарных наук и социальных технологий курирует

к.и.н., доцент Турыгин Александр Александрович

Контактная информация:
Рабочий телефон: +7 (4942) 39-16-29
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

«Знание - не инертный, пассивный посетитель, приходящий к нам, хотим мы этого или нет; его нужно искать, прежде чем оно будет нашим; оно - результат большой работы и потому - большой жертвы»
Генри Томас Бокль

 

Научно-исследовательская деятельность является одним из важнейших видов деятельности профессорско-преподавательского состава и студентов института гуманитарных наук и социальных технологий. Проведение этой работы обеспечивает непрерывное совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе фундаментальных и прикладных исследований по существующим направлениям подготовки, а также внедрение в образовательный процесс современных методик и педагогических технологий.

Научно-исследовательская деятельность важнейшая форма работы в подготовке обучающихся по всем направлениям и профилям. Её основой стала новая парадигма, базирующаяся на способностях обучающихся к практическим профессиональным действиям, на формировании активной жизненной позиции. Она призвана формировать способности самостоятельно отбирать и пользоваться уже накопленными знаниями в различных ситуациях и сферах жизни.

Научно-исследовательская деятельность в институте гуманитарных наук и социальных технологий организована и проводится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами федеральных и региональных органов власти, Уставом университета и Положением о научно-исследовательской деятельности института.

Основные направления научно-исследовательской деятельности связаны с организацией научных исследований, научный синтез на основе выявления междисциплинарных связей и обобщения полученных результатов исследований; выполнением региональных и федеральных научных грантов; проведением научных собраний; издание научной литературы; научным проектированием и проектной деятельностью в научной сфере, внедрением результатов исследований в практику.

 

В соответствии с Программой развития опорного вуза Костромской области на 2016-2020 годы приоритетными направлениями научно-исследовательской деятельности института являются:

БМ: «Повышение привлекательности и открытости для разных категорий абитуриентов» (М 1.4.1 «Повышение привлекательности образовательных программ», М 1.4.1 «Повышение привлекательности образовательных программ»);

БМ: «Поддержка научного лидерства и привлечения молодежи в науку» направлен на создание условий для повышения уровня научной квалификации кадров, закрепления молодежи в сфере науки (Мероприятие М 2.1.3 «Повышение результативности научно-исследовательской деятельности», Мероприятие М 2.3.2 «Поддержка научного лидерства и мобильности молодых исследователей»);

БМ: «Создание и развитие «электронного университета» (М 4.2.4 «Развитие внешней информационной среды и управление брендом», М 6.1.2 «Продвижение нового бренда университета в региональные и местные сообщества».

Научно-исследовательская деятельность в институте гуманитарных наук и социальных технологий организуется на кафедрах:

  • кафедра истории (зав. кафедрой: к.и.н., доцент А.В. Новиков);
  • кафедра отечественной филологии и журналистики (зав. кафедрой: к.ф.н., доцент А.К.Котлов);
  • кафедра романо-германских языков (зав. кафедрой: к.п.н., доцент М.М. Каплина);
  • кафедра иностранных языков (зав. кафедрой: доцент Л.Н. Румянцева);
  • кафедра философии, культурологии и социальных коммуникаций (зав. кафедрой: д.и.н., профессор А.В Зябликов);
  • кафедра медиакоммуникаций и туризма (зав. кафедрой: к.ф.н., доцент Е.Н. Белякова).

Профессорско-преподавательский состав кафедр состоит из специалистов высшей категории, профессионалов, заслуженных работников высшего образования. Кафедра истории (13 человек: 3 доктора наук, 10 кандидатов наук); Кафедра иностранных языков (30 человек: 10 кандидатов наук); Кафедра романо-германских языков (17 человек: 14 кандидатов наук); Кафедра отечественной филологии (12 человек: 5 докторов наук, 6 кандидатов наук), Кафедра философии, культурологии и социальных коммуникаций (11 человек: 6 докторов наук, 5 кандидатов наук), Кафедра медиакоммуникаций и туризма (11 человек: 7 кандидатов наук).

 

На базе института гуманитарных наук и социальных технологий организованы и функционируют:

Лаборатория археолого-этнографических исследований (Руководитель: к.и.н. доцент С.А. Кабатов);

Межрегиональный научно-просветительский центр имени И.А. Дедкова (Руководитель: А.В. Зайцев);

Учебная научно-исследовательская лаборатория лексикологии и лексикографии (Руководитель: Н.С. Ганцовская)

Лаборатория учебного телевидения (Руководитель: доцент, член Союза журналистов России, академик Евразийской академии телевидения В.С. Елманов, к.ф.н., доцент Е.Н. Белякова).

 

Структурные подразделения института (центры и лаборатории)ориентированы на изучение вопросов региональной истории и краеведения, этнографии и археологии, просветительскую и образовательную деятельность. Центр имени И.А. Дедкова призван решать задачу формирования в институте культурной среды, способствующей развитию свободной, гуманной, нравственной, высоко адаптивной, творчески созидающей личности современного студента. Лаборатория под руководством доцента С.А. Кабатова организует и проводит этнографические и археологические экспедиции на территории Костромской области, поддерживает профессиональные отношения с археологами Российской Федерации. Лаборатория телевидения, оснащенная новейшим оборудованием, занимается внедрением технических средств обучения в учебный процесс, оснащением учебных аудиторий техническими средствами обучения (теле-, аудио- аппаратурой, видеопроекторами, экранами, системами звукоусиления и др.), оказанием помощи преподавателям при проведении лекций с использованием технических средств обучения, обслуживанием мероприятий, проводимых в институте с использованием технических и компьютерных средств и т. д. Лаборатория лексикологии и лексикографии реализует задачи по сбору, исследованию, сохранению, популяризация сведений о народной речи Костромского края; внедрению достижений в области лингвистического краеведения и славянской филологии в учебный процесс, внеучебную деятельность, воспитательную, учебно-методическую, научную работу. 

Преподаватели института гуманитарных наук и социальных технологий проявляют высокую публикационную активность: ежегодно выходят в свет учебно-методические пособия и практикумы, публикуются статьи и тезисы в университетских изданиях и межвузовских сборниках. Преподаватели рецензируют пособия и авторефераты коллег, являются оппонентами диссертационных исследований, активно участвуют в международных, всероссийских, региональных и межвузовских научно-практических конференциях, готовят студентов к выступлению на научных студенческих конференциях, к участию в межвузовских олимпиадах по истории, отечественной филологии, иностранным языкам, проходят стажировку в зарубежных вузах.

image ignist 1

 

За период с 2016 по 2020 год поданы заявки на гранты:

1) РФФИ 20-09-00062 «Государственная историческая политика в Эстонии, Латвии, Литве в 1990-е - нач. 2000-х гг. Сравнительный анализ» (Руководитель: Зверев К.А., к.и.н, доцент кафедры истории);

2) РФФИ 20-08-00137 «Трансформация поведения потребителей региональных туристских услуг» (Руководитель: Данилина М.В., к.п.н., доцент);

3) РФФИ №18-012-00809 «Диалектное исследование лексики и ономастики костромского края» (Руководитель: Ганцовская Н.С., д.ф.н., профессор);

4) РФФИ 18-112-20007 «Издание тематического научного труда: Вехи жизни и творчества И.С. Тургенева» (Руководитель:Лебедев Ю.В., д.ф.н., профессор);

5) РФФИ 20-19-50080 «Модели воспитания и траектории поведения военных и гражданских «чинов» в Германии, Франции и России накануне и в годы Первой мировой войны» (Руководитель: Турыгин А.А., к.и.н., доцент);

6) РФФИ 18-49-440002 «Педагогические отряды Костромской области: историческая ретроспектива в свете современных социальных процессов (1972 – 2017 гг.)» (Руководитель: Смирнов П.А., ассистент).

За период с 2018 по 2020 год опубликованы статьи, в международных рецензируемых журналах (WebofScience, Scopus)

Sargsyan M.S., Zimina E.V. Scots in Contemporary Prose and Poetry: Issues and Controversies // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2020. № 66. DOI: 10.17223/19986645/66/14

Андреева В.Г. Образ усадьбы и родной земли в повестях и романах А. И. Эртеля // Новый филологический вестник. 2020. №1(52). С. 107–119. DOI 10.24411/2072-9316-2020-00009

Андреева В.Г. Проблема соотношения точек зрения в повести М. Горького «Фома Гордеев» // Филологический класс. 2019. №1. С. 130–135. DOI 10.26170/fk19-01-19.

Белов А.М., Рыбин А.А. Повседневная жизнь на целине // Вестник Антропологии. Институт этнологии и антропологии РАН. №1 (45) 2019. С. 80-87

Волкова Е. Ю. Положение ленинградских детей, эвакуированных из блокадного города, в Ярославской области (1941–1945 гг.) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. – 2020. – Т. 25, № 1. – С. 59–69.

Волкова Е.Ю. Женщины в революционном движении конца XIX – начала ХХ века (на примере Костромской губернии) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. Отечественная история. – 2017. – С. 162-172.

Турыгин А.А. Пангерманский вариант имперской экспансии в конце XIX —первой четверти ХХ вв.: «национальный вопрос» и «жизненное пространство» как факторы создания германского мира // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2020. T. 11. Выпуск 7 (93) [Электронный ресурс].

Научные школы

В институте гуманитарных наук и социальных технологий созданы авторитетные научные школы. Направление по изучению современной русской фразеологии и фразеографии возглавляют профессора кафедры отечественной филологии и журналистики, доктор филологических наук, с.н.с. А.М. Мелерович, изучением региональной лингвистики руководит доктор филологических наук, профессор, с.н.с. Н.С. Ганцовская. Руководителем научного направления по изучению духовно-нравственных основ русской литературы, этнопоэтики является профессор, доктор филологических наук Ю.В. Лебедев.

 

Научные направления

Кафедра истории

  • Власть и общество в модернизационных процессах XIX - XX вв. в России (Руководитель: докт. ист. наук, профессор А. М. Белов);
  • Материальная и духовная культура населения Костромского Поволжья (Руководитель: канд. ист. наук, доцент С. А. Кабатов);
  • Культурология и актуальные проблемы региональных исследований (Руководитель: докт. культурологии, профессор И. А. Едошина);
  • Германский и славянский мир: национальный вопрос и проблемы внешней политики (Руководители: канд. ист. наук, доцент А. Н. Шигарева, канд. ист. наук, доцент А. А. Турыгин).
  • История Великой Отечественной войны: региональный и гендерный аспекты (Руководитель: докт. ист. наук, профессор Е.Ю. Волкова)

Научное направление кафедры истории связано с изучением проблем российской провинции, ключевых проблем экономического, политического и социокультурного развития Костромского края. В качестве нового, заявленного научного направления кафедры, представлена историческая германистика и изучение проблем новой и новейшей истории Германии. 

Кафедра отечественной филологии

  • Духовно-нравственные основы русской литературы (Руководители: докт. филол. наук, профессор Ю. В. Лебедев, докт. филол. наук, профессор В. В. Тихомиров);
  • Русская фразеология и фразеография (Руководители: докт. филдол. наук, профессор, с. н. с. А. М. Мелерович, докт. филол. наук, профессор И. Ю. Третьякова);
  • Современные проблемы филологического анализа художественного текста (Руководители: докт. филол. наук, профессор М. А. Фокина, канд. эконом.наук, доцент Е. В. Зимина (кафедра романо-германских языков);
  • Костромская диалектология и ономастика на общеславянском фоне (Руководители: докт. филол. наук, профессор, с. н. с. Н. С. Ганцовская, канд. филол. наук, доцент Е. В. Цветкова);
  • Литература Костромского края в контексте общероссийского литературного процесса (Руководители: докт. филол. наук, профессор Ю. В. Лебедев, канд. филол. наук, доцент А. Н. Романова).

Приоритетные научные направления кафедры связаны с описанием генезиса русской литературы и определением её духовно-нравственных основ; постижением христианских истоков проблематики и поэтики русской литературы; выявлением и анализом её ценностных ориентаций; изучением влияния национального менталитета на образное мышление русских писателей; осмыслением генетических связей русского национального сознания и метода, стиля, жанровой системы авторов ХIХ – ХХ веков; исследованием эстетической природы русской литературной критики и соотношение её с западной традицией; разработкой методов преподавания русской литературы в высшей и средней школе, способствующих глубокому освоению предмета и духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

В рамках научных направлений исследуются: костромской фольклор; литература Костромского края с древнейших времен до современности в контексте общероссийского литературного процесса; «костромской текст» русской литературы как предмет вузовского и школьного изучения; методические и содержательные аспекты регионального изучения литературы в вузе и школе.

Кафедра романо-германских языков

  • Актуальные проблемы межкультурной коммуникации (Руководители: канд. культурологии, доцент А. А. Акатова);
  • Инновационные методики в преподавании иностранных языков (Руководитель: канд. пед. наук, доцент С. А. Жезлова).

Кафедра романо-германских языков в качестве научного направления рассматривает изучение вопросов теории и практики преподавания иностранных языков; многоаспектное изучение языковых единиц разных уровней; межкультурный аспект в преподавании иностранных языков в вузе и школе. Результатом данной работы явилось издание учебников, учебно-методических пособий, словарей и практикумов, широко используемых в учебном процессе при обучении студентов по профилю «Иностранные языки». 

Кафедра иностранных языков

  • Инновационные технологии в преподавании иностранных языков (Руководитель: канд. филол. наук, доцент Антонова Т. В.)
  • Актуальные проблемы межкультурной коммуникации (Руководитель: канд. психол. наук, доцент Королева Н. Е.)

Кафедра иностранных языков в качестве научного направления рассматривает изучение вопросов и проблем преподавания иностранных языков в образовательных учреждениях. Общей темой, объединяющей преподавателей и сотрудников кафедры, является тема «Инновационные подходы в процессе обучения иностранным языкам как фактора повышения качества образования». В рамках этой темы преподаватели работают над своими инициативными проектами: «Формирование профессионального интереса у студентов в ходе аудиторной и внеаудиторной работы по иностранному языку», «Место и роль иностранного языка в формировании профессионального интереса у студентов неязыковых специальностей», «Проблема инновационных технологий обучения иностранным языкам на неязыковых факультетах в системе высшего гуманитарного образования» и др.

Кафедра философии, культурологии и социальных коммуникаций

  • Социально-философские основания научной рациональности в культуре современной цивилизации (д.ф.н. проф. Яковлев В.Ю.)
  • Социальная онтология в системе современных коммуникаций (д.ф.н. проф. Яковлев В.Ю., к.ф.н. доц. Тарковский, к.ф.н., доц. Рудницкая)
  • Социальные и политические институты, процессы и технологии (д.пол.н., проф. Зайцев А.В.)
  • Изучение регионального компонента культуры (МНПЦ им. И.А. Дедкова) (д.пол.н., проф. Зайцев А.В.)
  • Ценностные основания гуманизма в русской культуре (к. культ., доц. Ахунзянова Ф.Т., к. культ., доц. Ращевская Е.П.)
  • История российской интеллигенции (д.и.н., проф. Соловьев А.А., д.и.н., зав. каф. Зябликов А.В.)

Особый интерес для исследователей кафедры представляет эпоха рубежа XIX-XX вв.: пространство Серебряного века. Исследователями выделяются четыре аспекта амбивалентной идеологии гуманизма как доминирующие в художественном сознании эпохи: личностный, творческий, метафизический, социальный. Широкий историко-литературный и религиозно-философский материал, включающий региональный компонент, стал основой для формирования концепции гуманизма, в которой постулирована генетическая связь гуманизма с религиозной нравственностью. Кроме того, научные интересы членов кафедры обращены к изучению содержания, сущности, динамики и этапов институционализации диалога государства и гражданского общества. Главную цель исследователи видят в том, чтобы на основе изучения и анализа зарубежных и российских практик дискурсивного взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества, создать научную теорию институционализации диалога государства и гражданского общества в сфере публичной политики современной России («Диалогика гражданского общества»).

Кафедра медиакоммуникаций и туризма

  • Историческое знание и IT-технологии как основа для развития и продвижения регионального туризма

В качестве научного направления рассматривает разработку теории и практики использования современных информационных технологий для развития и продвижения городского, промышленного, круизного, гастрономического, сельского туризма, а также разработку теоретических и практических аспектов формирования системы управления устойчивым развитием туризма в экономике региона.

 

Планы института на 2020 год:

Международный круглый стол «Научная деятельность Г.З. Шкляра – белорусского и российского учёного» (12 сентября)

Международная научно-практическая конференция «Ономастика Поволжья – 2020» (сентябрь)

V Межрегиональная научно-методическая конференция «Современные проблемы преподавания русского языка и литературы в школе и вузе» (28 октября)

Межрегиональный конкурс журналистских работ для студентов и школьников (ноябрь)

Конкурс научных работ «Языки и культуры современной Европы» (для студентов, магистрантов, аспирантов) (10 декабря)

Ежегодная студенческая страноведческая конференция (страноведение стран изучаемого языка) (декабрь)

В институте с 2019 года созданы и активно работают проектные группы из преподавателей и студентов. Работа ведется по стратегическим направлениям деятельности института:

Рабочие группы:

«Профильность педагогического образования» (Руководитель:Павлова А.Э., к.ф.н., доцент)

«Модель выпускника – гуманитария» (Руководитель:Осипова Т.Г., к.и.н., доцент)

«Университет как пространство культуры» (Руководитель:Колобова Е.А., к.ф.н., доцент, Румянцева Л.Н., к.ф.н., доцент)

«Экспорт образования» (Руководитель:Васильева М.А., старший преподаватель)

«Непрерывное образование» (Руководитель:Якимов А.Е., к.ф.н., доцент)

«Концепция проектной деятельности института» (Руководитель: Зверев К.А.)

Подгруппы:

«ИГНИСТ – просветительская площадка» (Руководитель:Зябликов А.В., д.и.н., профессор)

«Научно-методическое сопровождение образовательного процесса школы и вуза» (Руководитель:Турыгин А.А., к.и.н., доцент)

«История КГУ» (Руководитель:Панкратова О.Б., к.и.н., доцент, директор ИГНИСТ)

«Краеведение и краеведческий сайт» (Руководитель:Белякова Е.Н., к.ф.н., доцент).

«Разработка рекомендаций для ФОС по формированию критериев оценивания сформированности компетенций у обучающихся» (Руководитель: Романова А.Н., к.ф.н., доцент).

 

Научно-исследовательская деятельность студентов

Специфика образования состоит в том, что образовательный процесс в институте непосредственно связан с научной деятельностью, преподавание учебных дисциплин осуществляется на уровне, максимально приближенном к последним достижениям науки и практики. Развитие науки выступает решающим фактором в изменении содержания, методики и организации обучения.

Большая работа ведется по линии научно-исследовательской работы студентов. Ежегодно проводятся фонетические конкурсы, олимпиады, конкурсы на лучший перевод. Студенты активно участвуют в научных конференциях, выступая с докладами, подготовленными под руководством опытных преподавателей кафедр.

К числу традиционных научно-практических студенческих конференций относятся:

  • областная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» (ежегодно);
  • студенческая научно-практическая конференция «Ступени роста» (ежегодно).
  • научно-практическая конференция с участием студентов «Духовно-нравственные основы русской литературы» (один раз в два года);
  • научно-практическая конференция с участием студентов «Кирилло-Мефодиевские чтения» (ежегодно, с 2007 года);
  • научно-практическая, студенческая конференция «Твои века, Кострома»;
  • научно-практическая конференция по истории предпринимательства (региональный этап);
  • международная, научно-практическая конференция с участием студентов («Дедковские чтения»).
  • Всероссийская научно-практическая, студенческая конференция («Карамзинские чтения»), региональный этап.

 

Студенты института гуманитарных наук и социальных технологий участвуют не только в городских конференциях, но и в мероприятиях всероссийского и международного уровня. Так, в 2019 г. Евгений Власов, студент 2 курса института стал участником международной конференции в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже (Франция). Его участие на форуме столь высокого уровня стало возможным после успешного выступления на конференции в Российском государственном гуманитарном университете (г. Москва) в конце 2018 года. Евгений Власов представил там свое «Осмысление проблемы Холокоста в студенческой среде: опыт социологического исследования (на примере г. Костромы)».

Гульнур Пейшембаева, студентка направления подготовки «Иностранные языки», стала одной из двадцати участников международного волонтерского лагеря под эгидой ЮНЕСКО «Разное наследие: культурное, сакральное и природное», который открылся в Санкт-Петербурге 20 июля и продлится до 1 августа. В августе 2019 г. в городе Оренбурге прошел Международный молодёжный форум "Евразия global". В мероприятии приняла активное участие и наша студентка направления «Филология» Елизавета Демидова.

10 сентября институт организовал и провел круглый стол "Культура, язык и образование в современном мире". Мероприятие проводилось в рамках Международной недели КГУ, с участием студентов из Баларуси, Германии и Чехии. Студенты и преподаватели обсудили состояние и тенденции развития гуманитарного образования с собственных точек зрения, обменялись мнениями об актуальных программах международного студенческого обмена, рассказали о региональных культурно-исторических традициях.

В октябре депутаты Костромской областной Думы поддержали кандидатуру студентки КГУ Полины Титовой на получение думской стипендии имени В.Г. Корнилова. Полина Титова - третьекурсница Костромского государственного университета, учится по направлению подготовки «Журналистика» в институте гуманитарных наук и социальных технологий.

Студенты института – Никита Лихачев и Мария Матаева (Журналистика) – стали победителями конкурса на лучшую концепцию радиопередач, приуроченного к празднованию 75-летнего юбилея областного радиовещания. Первый эфир состоялся 10 ноября 1944 года. Студенческий проект об отношениях мужчин и женщин «Между нами» был представлен Губернатору Костромской области С.К. Ситникову, главе администрации города и главам местных поселений, посетивших юбилейное мероприятие. В качестве награды студентам была предложена возможность реализации проекта в эфире «Радио России: Кострома».

Кафедра иностранных языков и кафедра романо-германских языков активно привлекают студентов к участию в международных научных мероприятиях, содействуя и сопровождая деятельность обучающихся. Так, студентка Полина Бородулина (Направление: 46.03.01 (030600.62) История) стала победителем олимпиады по английскому языку среди студентов неязыковых специальностей, организованной Высшей школой Оснабрюка (Германия). При участии преподавателей кафедры студенты приняли участие в работе Международного летнего университета «В сердце Европы» (Германия).

Для студентов университета кафедрой иностранных языков проводятся студенческие фонетические конкурсы, олимпиады, викторины, конкурсы на лучший перевод для студентов, специально не изучающих иностранный язык. Традиционным является фонетический конкурс.

В институте гуманитарных наук и социальных технологий созданы и успешно функционируют студенческие объединения, реализующие поддерживаемые университетом проекты: «Медиацентр КГУ», «Доступная среда как фактор социальной адаптации инвалидов по зрению с помощью СМИ», «Формирование социального имиджа работодателя средствами масс-медиа».

В институте гуманитарных наук и социальных технологий реализуется проект университетского телевидения (коллективный грант). Проект курируется преподавателями, а в качестве организаторов и исполнителей задействованы студенты. У студентов, обучающихся по направлению 42.03.02 (031300.62) «Журналистика», есть хорошие возможности развить профессиональные компетенции.

В институте внедрены и умело реализуются технологии проектной деятельности, которая является частью образовательной деятельности. Проектная деятельность способна мотивировать к занятию профессиональной деятельностью за счет актуализации интересов, потребностей и мотивов студентов к активной деятельности, формировать способности гибкой адаптации к быстро меняющимся жизненным ситуациям в силу возможности выбора траектории обучения, используется для развития способности самостоятельно критически мыслить, развития способности генерировать новые идеи, развития и совершенствования творческого мышления, совершенствования коммуникативной компетенции. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Top