Научная деятельность

Научную деятельность института гуманитарных наук и социальных технологий курирует

к.и.н., доцент Турыгин Александр Александрович

Контактная информация:
Рабочий телефон: +7 (4942) 39-16-29
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

«Знание - не инертный, пассивный посетитель, приходящий к нам, хотим мы этого или нет; его нужно искать, прежде чем оно будет нашим; оно - результат большой работы и потому - большой жертвы»
Генри Томас Бокль

 

Научно-исследовательская деятельность является одним из важнейших видов деятельности профессорско-преподавательского состава и студентов института гуманитарных наук и социальных технологий. Проведение этой работы обеспечивает непрерывное совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе фундаментальных и прикладных исследований по существующим направлениям подготовки, а также внедрение в образовательный процесс современных методик и педагогических технологий.

Научно-исследовательская деятельность важнейшая форма работы в подготовке обучающихся по всем направлениям и профилям. Её основой стала новая парадигма, базирующаяся на способностях обучающихся к практическим профессиональным действиям, на формировании активной жизненной позиции. Она призвана формировать способности самостоятельно отбирать и пользоваться уже накопленными знаниями в различных ситуациях и сферах жизни.

Научно-исследовательская деятельность в институте гуманитарных наук и социальных технологий организована и проводится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами федеральных и региональных органов власти, Уставом университета и Положением о научно-исследовательской деятельности института.

Основные направления научно-исследовательской деятельности связаны с организацией научных исследований, научный синтез на основе выявления междисциплинарных связей и обобщения полученных результатов исследований; выполнением региональных и федеральных научных грантов; проведением научных собраний; издание научной литературы; научным проектированием и проектной деятельностью в научной сфере, внедрением результатов исследований в практику.

 

В соответствии с Программой развития опорного вуза Костромской области на 2016-2020 годы приоритетными направлениями научно-исследовательской деятельности института являются:

БМ: «Повышение привлекательности и открытости для разных категорий абитуриентов» (М 1.4.1 «Повышение привлекательности образовательных программ», М 1.4.1 «Повышение привлекательности образовательных программ»);

БМ: «Поддержка научного лидерства и привлечения молодежи в науку» направлен на создание условий для повышения уровня научной квалификации кадров, закрепления молодежи в сфере науки (Мероприятие М 2.1.3 «Повышение результативности научно-исследовательской деятельности», Мероприятие М 2.3.2 «Поддержка научного лидерства и мобильности молодых исследователей»);

БМ: «Создание и развитие «электронного университета» (М 4.2.4 «Развитие внешней информационной среды и управление брендом», М 6.1.2 «Продвижение нового бренда университета в региональные и местные сообщества».

Научно-исследовательская деятельность в институте гуманитарных наук и социальных технологий организуется на кафедрах:

  • кафедра истории (зав. кафедрой: к.и.н., доцент А.В. Новиков);
  • кафедра отечественной филологии и журналистики (зав. кафедрой: к.ф.н., доцент А.К.Котлов);
  • кафедра романо-германских языков (зав. кафедрой: к.п.н., доцент М.М. Каплина);
  • кафедра иностранных языков (зав. кафедрой: доцент Л.Н. Румянцева);
  • кафедра философии, культурологии и социальных коммуникаций (зав. кафедрой: д.и.н., профессор А.В Зябликов);
  • кафедра медиакоммуникаций и туризма (зав. кафедрой: к.ф.н., доцент Е.Н. Белякова).

Профессорско-преподавательский состав кафедр состоит из специалистов высшей категории, профессионалов, заслуженных работников высшего образования. Кафедра истории (13 человек: 3 доктора наук, 10 кандидатов наук); Кафедра иностранных языков (30 человек: 10 кандидатов наук); Кафедра романо-германских языков (17 человек: 14 кандидатов наук); Кафедра отечественной филологии (12 человек: 5 докторов наук, 6 кандидатов наук), Кафедра философии, культурологии и социальных коммуникаций (11 человек: 6 докторов наук, 5 кандидатов наук), Кафедра медиакоммуникаций и туризма (11 человек: 7 кандидатов наук).

 

На базе института гуманитарных наук и социальных технологий организованы и функционируют:

Лаборатория археолого-этнографических исследований (Руководитель: к.и.н. доцент С.А. Кабатов);

Межрегиональный научно-просветительский центр имени И.А. Дедкова (Руководитель: А.В. Зайцев);

Учебная научно-исследовательская лаборатория лексикологии и лексикографии (Руководитель: Н.С. Ганцовская)

Лаборатория учебного телевидения (Руководитель: доцент, член Союза журналистов России, академик Евразийской академии телевидения В.С. Елманов, к.ф.н., доцент Е.Н. Белякова).

 

Структурные подразделения института (центры и лаборатории)ориентированы на изучение вопросов региональной истории и краеведения, этнографии и археологии, просветительскую и образовательную деятельность. Центр имени И.А. Дедкова призван решать задачу формирования в институте культурной среды, способствующей развитию свободной, гуманной, нравственной, высоко адаптивной, творчески созидающей личности современного студента. Лаборатория под руководством доцента С.А. Кабатова организует и проводит этнографические и археологические экспедиции на территории Костромской области, поддерживает профессиональные отношения с археологами Российской Федерации. Лаборатория телевидения, оснащенная новейшим оборудованием, занимается внедрением технических средств обучения в учебный процесс, оснащением учебных аудиторий техническими средствами обучения (теле-, аудио- аппаратурой, видеопроекторами, экранами, системами звукоусиления и др.), оказанием помощи преподавателям при проведении лекций с использованием технических средств обучения, обслуживанием мероприятий, проводимых в институте с использованием технических и компьютерных средств и т. д. Лаборатория лексикологии и лексикографии реализует задачи по сбору, исследованию, сохранению, популяризация сведений о народной речи Костромского края; внедрению достижений в области лингвистического краеведения и славянской филологии в учебный процесс, внеучебную деятельность, воспитательную, учебно-методическую, научную работу. 

Преподаватели института гуманитарных наук и социальных технологий проявляют высокую публикационную активность: ежегодно выходят в свет учебно-методические пособия и практикумы, публикуются статьи и тезисы в университетских изданиях и межвузовских сборниках. Преподаватели рецензируют пособия и авторефераты коллег, являются оппонентами диссертационных исследований, активно участвуют в международных, всероссийских, региональных и межвузовских научно-практических конференциях, готовят студентов к выступлению на научных студенческих конференциях, к участию в межвузовских олимпиадах по истории, отечественной филологии, иностранным языкам, проходят стажировку в зарубежных вузах.

За 2016 года подано две заявки на грант:

1) РФФИ 20-09-00062 «Государственная историческая политика в Эстонии, Латвии, Литве в 1990-е - нач. 2000-х гг. Сравнительный анализ» (Руководитель: Зверев К.А., к.и.н, доцент кафедры истории);

2) РФФИ 20-08-00137 «Трансформация поведения потребителей региональных туристских услуг» (Руководитель: Данилина М.В., к.п.н., доцент).

 

Научные школы
В институте гуманитарных наук и социальных технологий созданы авторитетные научные школы. Направление по изучению современной русской фразеологии и фразеографии возглавляют профессора кафедры отечественной филологии и журналистики, доктор филологических наук, с.н.с. А.М. Мелерович, изучением региональной лингвистики руководит доктор филологических наук, профессор, с.н.с. Н.С. Ганцовская. Руководителем научного направления по изучению духовно-нравственных основ русской литературы, этнопоэтики является профессор, доктор филологических наук Ю.В. Лебедев.

Научные направления

Кафедра истории

  • Власть и общество в модернизационных процессах XIX - XX вв. в России (Руководитель: докт. ист. наук, профессор А. М. Белов);
  • Материальная и духовная культура населения Костромского Поволжья (Руководитель: канд. ист. наук, доцент С. А. Кабатов);
  • Культурология и актуальные проблемы региональных исследований (Руководитель: докт. культурологии, профессор И. А. Едошина);
  • Германский и славянский мир: национальный вопрос и проблемы внешней политики (Руководители: канд. ист. наук, доцент А. Н. Шигарева, канд. ист. наук, доцент А. А. Турыгин).
  • История Великой Отечественной войны: региональный и гендерный аспекты (Руководитель: докт. ист. наук, профессор Е.Ю. Волкова)

Научное направление кафедры истории связано с изучением проблем российской провинции, ключевых проблем экономического, политического и социокультурного развития Костромского края. В качестве нового, заявленного научного направления кафедры, представлена историческая германистика и изучение проблем новой и новейшей истории Германии. 

Кафедра отечественной филологии

  • Духовно-нравственные основы русской литературы (Руководители: докт. филол. наук, профессор Ю. В. Лебедев, докт. филол. наук, профессор В. В. Тихомиров);
  • Русская фразеология и фразеография (Руководители: докт. филдол. наук, профессор, с. н. с. А. М. Мелерович, докт. филол. наук, профессор И. Ю. Третьякова);
  • Современные проблемы филологического анализа художественного текста (Руководители: докт. филол. наук, профессор М. А. Фокина, канд. эконом. наук, доцент Е. В. Зимина (кафедра романо-германских языков);
  • Костромская диалектология и ономастика на общеславянском фоне (Руководители: докт. филол. наук, профессор, с. н. с. Н. С. Ганцовская, канд. филол. наук, доцент Е. В. Цветкова);
  • Литература Костромского края в контексте общероссийского литературного процесса (Руководители: докт. филол. наук, профессор Ю. В. Лебедев, канд. филол. наук, доцент А. Н. Романова).

Приоритетные научные направления кафедры связаны с описанием генезиса русской литературы и определением её духовно-нравственных основ; постижением христианских истоков проблематики и поэтики русской литературы; выявлением и анализом её ценностных ориентаций; изучением влияния национального менталитета на образное мышление русских писателей; осмыслением генетических связей русского национального сознания и метода, стиля, жанровой системы авторов ХIХ – ХХ веков; исследованием эстетической природы русской литературной критики и соотношение её с западной традицией; разработкой методов преподавания русской литературы в высшей и средней школе, способствующих глубокому освоению предмета и духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

В рамках научных направлений исследуются: костромской фольклор; литература Костромского края с древнейших времен до современности в контексте общероссийского литературного процесса; «костромской текст» русской литературы как предмет вузовского и школьного изучения; методические и содержательные аспекты регионального изучения литературы в вузе и школе.

Кафедра романо-германских языков

  • Актуальные проблемы межкультурной коммуникации (Руководители: канд. культурологии, доцент А. А. Акатова);
  • Инновационные методики в преподавании иностранных языков (Руководитель: канд. пед. наук, доцент С. А. Жезлова).

Кафедра романо-германских языков в качестве научного направления рассматривает изучение вопросов теории и практики преподавания иностранных языков; многоаспектное изучение языковых единиц разных уровней; межкультурный аспект в преподавании иностранных языков в вузе и школе. Результатом данной работы явилось издание учебников, учебно-методических пособий, словарей и практикумов, широко используемых в учебном процессе при обучении студентов по профилю «Иностранные языки». 

Кафедра иностранных языков

  • Инновационные технологии в преподавании иностранных языков (Руководитель: канд. филол. наук, доцент Антонова Т. В.)
  • Актуальные проблемы межкультурной коммуникации (Руководитель: канд. психол. наук, доцент Королева Н. Е.)

Кафедра иностранных языков в качестве научного направления рассматривает изучение вопросов и проблем преподавания иностранных языков в образовательных учреждениях. Общей темой, объединяющей преподавателей и сотрудников кафедры, является тема «Инновационные подходы в процессе обучения иностранным языкам как фактора повышения качества образования». В рамках этой темы преподаватели работают над своими инициативными проектами: «Формирование профессионального интереса у студентов в ходе аудиторной и внеаудиторной работы по иностранному языку», «Место и роль иностранного языка в формировании профессионального интереса у студентов неязыковых специальностей», «Проблема инновационных технологий обучения иностранным языкам на неязыковых факультетах в системе высшего гуманитарного образования» и др.

Кафедра философии, культурологии и социальных коммуникаций

  • Социально-философские основания научной рациональности в культуре современной цивилизации (д.ф.н. проф. Яковлев В.Ю.)
  • Социальная онтология в системе современных коммуникаций (д.ф.н. проф. Яковлев В.Ю., к.ф.н. доц. Тарковский, к.ф.н., доц. Рудницкая)
  • Социальные и политические институты, процессы и технологии (д.пол.н., проф. Зайцев А.В.)
  • Изучение регионального компонента культуры (МНПЦ им. И.А. Дедкова) (д.пол.н., проф. Зайцев А.В.)
  • Ценностные основания гуманизма в русской культуре (к. культ., доц. Ахунзянова Ф.Т., к. культ., доц. Ращевская Е.П.)
  • История российской интеллигенции (д.и.н., проф. Соловьев А.А., д.и.н., зав. каф. Зябликов А.В.)

Особый интерес для исследователей кафедры представляет эпоха рубежа XIX-XX вв.: пространство Серебряного века. Исследователями выделяются четыре аспекта амбивалентной идеологии гуманизма как доминирующие в художественном сознании эпохи: личностный, творческий, метафизический, социальный. Широкий историко-литературный и религиозно-философский материал, включающий региональный компонент, стал основой для формирования концепции гуманизма, в которой постулирована генетическая связь гуманизма с религиозной нравственностью. Кроме того, научные интересы членов кафедры обращены к изучению содержания, сущности, динамики и этапов институционализации диалога государства и гражданского общества. Главную цель исследователи видят в том, чтобы на основе изучения и анализа зарубежных и российских практик дискурсивного взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества, создать научную теорию институционализации диалога государства и гражданского общества в сфере публичной политики современной России («Диалогика гражданского общества»).

Кафедра медиакоммуникаций и туризма

  • Историческое знание и IT-технологии как основа для развития и продвижения регионального туризма

В качестве научного направления рассматривает разработку теории и практики использования современных информационных технологий для развития и продвижения городского, промышленного, круизного, гастрономического, сельского туризма, а также разработку теоретических и практических аспектов формирования системы управления устойчивым развитием туризма в экономике региона.

 

Международное сотрудничество

В соответствии с программными документами университета международная деятельность является одной из стратегических составляющих Программы развития опорного вуза Костромской области на 2016-2020 годы:

  • БМ: «Повышение привлекательности образовательных программ» (обучение иностранных студентов, политика выдачи «двойных дипломов»);
  • БМ: «Повышение качества научных публикаций и модернизация издательской деятельности» (публикация научных статей в международных изданиях).

Максимальное использование инновационного потенциала международных контактов для создания предпосылок подготовки компетентных специалистов, конкурентоспособных как на внутреннем, так и на внешнем рынке труда, является целью реализации проектов с зарубежными партнерами.

Институт гуманитарных наук и социальных технологий осуществляет международную деятельность в сфере образования, науки и культуры. Международное сотрудничество рассматривается в качестве одного из факторов успешного развития образовательного процесса. Развитие стратегического партнерства и сетевого взаимодействия с зарубежными партнерами строится на договорных отношениях. По состоянию на декабрь 2019 года институт сотрудничает с рядом стран ближнего и дальнего зарубежья, с которыми у университета уже существуют партнерские отношения. Это страны: Китай, Армения, Беларусь, Болгария, Германия, Испания, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Польша, Сербия, Словакия, США, Узбекистан, Украина, Финляндия, Чехия и Швейцария.

С 2016 по 2019 годы институт развивает международные отношения с Китайской народной республикой. В рамках визита делегации из Наньянского политехнического института 16-18 октября 2016 года и состоявшейся встречи представителей кафедр института с руководством института было решено начать обмен студентами в рамках направлений «Журналистика» и «Туризм».

Формами международной деятельности института являются:

1. Научное сотрудничество в деле организации, проведения и участия в научных мероприятиях и научно-практических международных конференциях.

Совместно с Международным комитетом славистов кафедрой отечественной филологии и журналистики проводится ежегодная конференция по национальным и культурным аспектам лексики и фразеологии. В 2016 г. проведена очередная международная научно-практическая конференция «Фразеология и лексика в художественном и публицистическом дискурсе». В 2020 году планируется проведение международной научно-практической конференции «Фразеология и паремиология в диахронии и синхронии (от архаизации к неологизации)».

Кафедра истории совместно с белорусскими и немецкими коллегами планирует проведение в 2020 году международной конференции «Осмысление Великой Отечественной войны 1941-1945 годов современной наукой и российским обществом», посвященной «Году памяти и славы - 2020» (75-летний юбилей Великой Отечественной войны).

На основании договора между КГУ и университетом Циттау/Гёрлитц (Германия) преподаватели кафедры истории и кафедры романо-германских языков прочитали лекции по истории российско-германских отношений и межкультурной коммуникации (О.Б. Панкратова, Т.М. Денисова, А.А. Турыгин).

Совместно с чешским университетом Франтишека Палацкого (Univerzita Palackého) на кафедре славистики был прочитан курс лекций по истории русской православной церкви в ХХ веке и сценариям власти в российской истории преподавателями кафедры истории – к.и.н., доцентом Н.С. Майоровой и к.и.н., доцентом А.А. Турыгиным, по теории и методологии русского языка — д.ф.н., профессором И.Ю. Третьяковой; в институте – доктор Е. Микешова и профессор славистики А. Архангельская.
За 2019 год преподаватели института приняли участие в международных конференциях в Польше (И.А. Едошина, А.А. Турыгин), во Франции (Е.Н.Орехова), в Чехии (С.А.Жезлова, Л.А. Ермакова), в Германии (Т.М.Денисова).

2. Преподаватели института являются членами международных профессиональных сообществ, приглашаются к участию в проектах других учреждений и организаций региона в качестве экспертов и научных руководителей: Мелерович А.М., д.ф.н., профессор – почетный член Фразеологической комиссии Международного комитета славистов; Третьякова И.Ю., д.ф.н., профессор – эксперт методического объединения кафедры русского языка Ванадзорского университета им. О. Туманяна (Армения).

3. Участие преподавателей в международных проектах.

Преподаватели института являются постоянными участниками международных проектов, например, Международного конгресса филологов-германистов в Севильском университете (Испания), Летней школы шотландских университетов в Эдинбургском университете (Шотландия).

К числу интенсивно развиваемых международных научных проектов относится проект «Музейная педагогика, музейный менеджмент», развиваемый с 2012 по 2015 год с HTW/Berlin (Высшая школа техники и экономики, Берлин). В ходе поездок в Берлин преподаватели, аспиранты и студенты института не только знакомятся с зарубежным опытом реализации проекта музейной педагогики, но и благодаря насыщенной программе, составленной профессорами Оливером Румпом и Тобиасом Нетке, студенты становятся участниками межкультурной коммуникации, проводят тренинги и выступают с докладами об актуальных проблемах изучения музейной педагогики в России и Германии.

Кафедра иностранных языков активно сотрудничает с Немецким культурным центром им. Гете в Москве, участвует в проекте Центра «Учить немецкий - думать о будущем» (с 2014 г.).

В деятельности преподавателей кафедры романо-германских языков активно используются международные программы (YMCA, Children`s Hope Chest, Work and Travel и CCUSA).

4. Преподаватели института активно участвуют в повышении квалификации, в том числе курсах совершенствования профессионального мастерства, организованных и проведенных международными организациями. В течение ряда лет на кафедрах института проходят стажировку и читают лекции зарубежные специалисты. За последние 4 года на кафедрах стажировались и проводили занятия преподаватели: профессор Джеймс Лэшер (США), профессор Бьерн Корте (ФРГ), профессор Аманда Грациа (США), преподаватель Марк Моррис (США), почетный профессор КГУ Франк Шнайдер (Германия), почетный профессор КГУ Клаус Вернер (Германия), профессор Фернандо Магальянес (Испания).

5. Преподаватели участвуют в международных конкурсах, за что отмечены наградными сертификатами международных организаций. За участие в проектах популяризации немецкого языка, кафедра иностранных языков награждена профессором К. Фельдхюз, заместителем директора Немецкого культурного Центра им. Гёте при Посольстве ФРГ в Москве. Преподавателями и сотрудниками кафедры получен Сертификат, в котором отмечено: «Кафедра иностранных языков в профессиональной коммуникации является активным участником проекта по содействию изучению немецкого языка и культуры в высших учебных заведениях Российской Федерации».

6. Сопровождение образовательного процесса иностранных студентов. На основании имеющихся у университета соглашений с иностранными образовательными учреждениями, в институте проходят обучение иностранные студенты (программы бакалавриата и магистратуры) из Туркмении, Чехии и Германии. Так, в период с 2017 года по декабрь 2019 года состоялись образовательные программы для преподавателей и школьников гимназии Мариеншуле г. Ойскирхен (Германия). Немецкие преподаватели и студенты познакомились с российской системой образования, присутствовали на занятиях по иностранным языкам, организованных преподавателями кафедры романо-германских языков (Денисова Т.М.).

В рамках традиционной для университета Международной недели при участии преподавателей проводятся мастер-классы и студенческие конференции по межкультурной коммуникации и проблемам межкультурного диалога для студентов, которые приезжают на стажировку в институт гуманитарных наук и социальных технологий (Германия, Чехия, Китай). С сентября по декабрь 2019 года в институте прошли обучение иностранных 8 студентов .

7. Организация и сопровождение международных образовательных стажировок студентов.

Студенты института традиционно проходят обучение в иностранных образовательных организациях. Основанием – имеющиеся партнерские отношения между образовательными учреждениями, или – личные инициативы студентов в получении индивидуальных стипендий и грантов.

 

I. Преподаватели, сотрудники, аспиранты и студенты института, выезжавшие за рубеж:

Ф.И.О., должность выезжавшего

Объем учебной нагрузки (кол-во часов) в зарубежных вузах

Григорук Мария Сергеевна - 4 курс

44.03.05 - Педагогическое образование (Иностранные языки)

С 22 ноября по 2 декабря 2016 — стажировка в Севильском университете (Испания)

Маутина Ирина Витальевна - 4 курс

44.03.05 - Педагогическое образование (Иностранные языки)

С 22 ноября по 2 декабря 2016 — стажировка в Севильском университете (Испания)

Скворцова Анасасия Александровна - 4 курс 44.03.05 — Педагогическое образование (Иностранные языки)

С 22 ноября по 2 декабря 2016 — стажировка в Севильском университете (Испания)

Самедзаде Айтан Магсад-кызы - 4 курс 44.03.05 — Педагогическое образование (Иностранные языки)

С 22 ноября по 2 декабря 2016 — стажировка в Севильском университете (Испания)

Григорьев Алексей Андреевич - 3 курс 44.03.05 - Педагогическое образование (Иностранные языки)

С 17 мая по 14 сентября – стажировка в США по программе Work and Travel

Тошмадова София Бегалиевна - 3 курс 44.03.05 - Педагогическое образование (Иностранные языки)

С 17 мая по 14 сентября – стажировка в США по программе Work and Travel

Юдин Илья Андреевич - 3 курс 44.03.05 — Педагогическое образование (Иностранные языки)

С 17 мая по 14 сентября – стажировка в США по программе Work and Travel

Гурова Анна Александровна - 3 курс 44.03.05 - Педагогическое образование (Иностранные языки)

С 13-25 ноября 2016 г. - стажировка и обучение в языковой школе AZULINGUA (Франция, Ницца), 40 часов

Лаврентьева Алёна Валерьевна - 4 курс

44.03.05 - Педагогическое образование (Иностранные языки)

С 13-25 ноября 2016 г. - стажировка и обучение в языковой школе AZULINGUA (Франция, Ницца), 40 часов

Иванова Анастасия Игоревна - 4 курс

44.03.05 - Педагогическое образование (Иностранные языки)

С 13-25 ноября 2016 г. - стажировка и обучение в языковой школе AZULINGUA (Франция, Ницца), 40 часов

Орехова Елена Николаевна - ст. прпд. - ль Кафедры романо-германских языков

С 13-25 ноября 2016 г. - стажировка и обучение в языковой школе AZULINGUA (Франция, Ницца), 40 часов

Маутина Ирина Витальевна - 4 курс

44.03.05 - Педагогическое образование (Иностранные языки)

С 24.04. по 2.05.2016 г. - стажировка в университете Циттау/Гёрлитц (Германия), выступление на заседании круглого стола

Скворцова Анасасия Александровна - 4 курс

44.03.05 - Педагогическое образование (Иностранные языки)

С 24.04. по 2.05.2016 г. - стажировка в университете Циттау/Гёрлитц (Германия), выступление на заседании круглого стола

Григорук Мария Сергеевна - 4 курс

44.03.05 - Педагогическое образование (Иностранные языки)

С 24.04. по 2.05.2016 г. - стажировка в университете Циттау/Гёрлитц (Германия), выступление на заседании круглого стола

Денисова Тамара Михайловна – к.ф.н., доцент кафедры романо-германских языков

С 24.04. по 2.05.2016 г. - рабочая поездка в университет Циттау/Гёрлитц (Германия), синхронный перевод и организация

Панкратова Ольга Борисовна, к.и.н., доцент, директор института

С 24.04. по 2.05.2016 г. - рабочая поездка в университет Циттау/Гёрлитц (Германия), выступление с публичной лекцией

Турыгин Александр Александрович, к.и.н., доцент кафедры истории

С 24.04. по 2.05.2016 г. - рабочая поездка в университет Циттау/Гёрлитц (Германия), выступление с публичной лекцией

 

II. Участие в международных научных мероприятиях (очно /заочно):

Преподаватели института принимают участие в международных научно-практических конференциях. К их числу можно отнести:

  • Международная российско-германская научная конференция «Христианство в духовной, общественной и политической жизни Германии XX века»
  • Международная конференция «Британский мир: опыт политического, социального и культурного развития»
  • Международная научная конференция «Фразеологизм и слово в художественном, публицистическом и народно-разговорном дискурсах»
  • Всероссийская научная конференция с международным участием «Кирилло-Мефодиевские чтения»
  • Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы филологического анализа текста в школе и вузе»
  • Международная научная конференция «Живое народное слово и Костромской край» (Третьи Громовские чтения).

Кафедра иностранных языков активно сотрудничает с Францией. Под руководством старшего преподавателя Н.Б. Коноваловой с мая 2015 года принимаются экзамены на знание французского языка DELF (с получением международных сертификатов). Данный проект реализуется совместно с посольством Франции в России. Он позволяет костромским студентам и школьникам сдавать эти экзамены в родном городе. Международные дипломы DELF, DALF выдаются Министерством образования Франции, их срок действия не ограничен. Они подтверждают уровень владения французским языком. Начальный уровень - А1, за ним следует А2, потом В1, В2 и наиболее продвинутый С1, С2. Для того чтобы получить диплом, на экзамене необходимо набрать более 50 баллов из 100 возможных. Диплом DELF В2 свидетельствует о том, что человек достаточно свободно владеет иностранным языком и может продолжать свое обучение в других странах мира, где обучение ведётся на французском языке. Он приравнивается к уровню знаний учащихся, закончивших среднюю школу с углублённым изучением французского языка. Основание для сотрудничества с Францией – договор.

Кафедра романо-германских языков является постоянным участником международных проектов и конкурсов (Летней школы английской литературы в Эдинбургском университете (Шотландия). Доцент кафедры С.А. Жезлова приняла участие в курсах повышения квалификации преподавателей немецкого языка Deutsch als Fremdsprache (DaF). Доцент кафедры Е.В.Зимина получила первую премию за перевод стихотворения Джерарда Хопкинса "Весна и осень" в Конкурсе переводов имени Эльги Линецкой. Конкурс проводился Институтом русской литературы Российской Академии Наук (Пушкинский дом) в Санкт-Петербурге. Кроме того, в петербургском журнале «Изящная словесность» № 2 (38) 2019 опубликован перевод стихотворения Джейн Остен, выполненный Е.В. Зиминой – доцентом кафедры романо-германских языков.

III. Иностранные преподаватели и студенты в институте гуманитарных наук и социальных технологий:

  • За 2019 год в рамках договора о международном сотрудничестве посетили 2 преподавателя (проф. Клаус Вернер, доктор, доцент Франк Шнайдер) и 13 студентов из Высшей школы г. Циттау/Гёрлитц (Германия). Они стали участниками международной недели, проходившей в институте гуманитарных наук и социальных технологий. Немецкие партнеры познакомились с руководством, преподавателями и студентами института, выступили с докладами-презентациями на круглом столе, посвященном проблемам высшего образования в России и Германии, посетили занятия по немецкому языку доцента кафедры романо-германских языков к.ф.н. Т.М. Денисовой, прочитали цикл публичных лекций по проблемам межкультурной коммуникации и современной политической истории Германии.
  • В рамках Международной недели институт посетил профессор Севильского университета Фернандо Магальянес Латас, который выступил с курсом лекций по новейшей истории Испании для студентов-историков и старшеклассников костромских школ. («Испания в настоящее время: основные понятия современной культурной и политической жизни королевства», «Испания: основные вехи новейшей истории (ХХ век)») и провел 3 занятия по истории испанской и немецкой литературы.
  • За 2019 год в институте, в рамках межвузовского договора о сотрудничестве, прошли стажировку 7 студентов философского факультета университета им. Ф. Палацкого (Чехия). В программу стажировки входит посещение лекций и практических занятий в институте гуманитарных наук и социальных технологий, а также презентация родного вуза, участие в научной и культурной жизни университета и города.
  • С мини-курсом лекций выступила доктор университета Палацкого Екатерина Микешева (Чехия). Лекции были ориентированы на студентов, обучающихся отечественной и зарубежной филологии, литературе и искусству.
  • В 2019 году институте гуманитарных наук и социальных технологий проходят обучение студенты из Туркмении. Они проходят обучение по образовательным программам «Филология» профиль «Отечественная филология» и «Педагогическое образование» профиль «Иностранные языки». Группа студентов из Туркмении продолжит свое обучение в институте до лета 2017 г.

 IV. Планирование на 2020 год:

Выставка: «Костромичи: путешественники и мореплаватели» (январь-февраль)

Выставка «Костромская Голгофа» (священники и миряне Костромской епархии в 1917-1940 годах) (февраль)

Круглый стол «Инновационные методики преподавания иностранных языков» (14 февраля)

Выставка «Не должно вам быть» (кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 г.) (март)

Международная научно-практическая конференция «Фразеология и паремиология в диахронии и синхронии (от архаизации к неологизации)» (23-26 марта)

Научная конференция: «Осмысление Великой Отечественной войны 1941-1945 годов современной наукой и российским обществом» (26-27 марта)

Круглый стол для учителей г. Костромы: «Юбилей победы и проблемы антивоенного воспитания школьников (27 марта)

Проведение студенческих творческих площадок в рамках конференции «Осмысление Великой Отечественной войны 1941-1945 годов современной наукой и российским обществом» (март-апрель)

Межвузовский конкурс на лучшее знание английского языка (апрель)

X Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Личность в интерьере эпохи» (Дедковские чтения) (24-25 апреля)

Конкурс переводов художественных текстов (для студентов, магистрантов, аспирантов) (26 апреля)

XII региональная (с международным участием) студенческая научно-просветительская конференция «Твои века, Кострома» (апрель)

Выставка «Папины письма» (письма заключенных ГУЛАГа своим детям) (апрель)

Конкурс студенческих рефератов среди студентов, изучающих французский язык (апрель)

Конкурс среди студентов КГУ на лучшее художественное чтение на иностранном языке (английский, французский, немецкий) (апрель)

Выставка: «Унорож: путешествие сквозь века. Археологические изыскания в Костромском крае» (май)

Научно-методический семинар кафедры иностранных языков «Современные проблемы и актуальные методики преподавания иностранных языков в высшей школе» (май)

Всероссийские научно-методические чтения, посвященные 80-летию со дня рождения докторов филологических наук, профессоров кафедры отечественной филологии КГУ Ю.В. Лебедева и В.В. Тихомирова (15 мая)

Международный круглый стол "Научная деятельность Г.З. Шкляра – белорусского и российского учёного» (12 сентября)

Международная научно-практическая конференция «Ономастика Поволжья – 2020» (сентябрь)

V Межрегиональная научно-методическая конференция «Современные проблемы преподавания русского языка и литературы в школе и вузе» (28 октября)

Межрегиональный конкурс журналистских работ для студентов и школьников (ноябрь)

Конкурс научных работ «Языки и культуры современной Европы» (для студентов, магистрантов, аспирантов) (10 декабря)

Ежегодная студенческая страноведческая конференция (страноведение стран изучаемого языка) (декабрь)

Научно-исследовательская деятельность студентов

Специфика образования состоит в том, что образовательный процесс в институте непосредственно связан с научной деятельностью, преподавание учебных дисциплин осуществляется на уровне, максимально приближенном к последним достижениям науки и практики. Развитие науки выступает решающим фактором в изменении содержания, методики и организации обучения.

Большая работа ведется по линии научно-исследовательской работы студентов. Ежегодно проводятся фонетические конкурсы, олимпиады, конкурсы на лучший перевод. Студенты активно участвуют в научных конференциях, выступая с докладами, подготовленными под руководством опытных преподавателей кафедр.

К числу традиционных научно-практических студенческих конференций относятся:

  • областная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» (ежегодно);
  • студенческая научно-практическая конференция «Ступени роста» (ежегодно).
  • научно-практическая конференция с участием студентов «Духовно-нравственные основы русской литературы» (один раз в два года);
  • научно-практическая конференция с участием студентов «Кирилло-Мефодиевские чтения» (ежегодно, с 2007 года);
  • научно-практическая, студенческая конференция «Твои века, Кострома»;
  • научно-практическая конференция по истории предпринимательства (региональный этап);
  • международная, научно-практическая конференция с участием студентов («Дедковские чтения»).
  • Всероссийская научно-практическая, студенческая конференция («Карамзинские чтения»), региональный этап.


Студенты института гуманитарных наук и социальных технологий участвуют не только в городских конференциях, но и в мероприятиях всероссийского и международного уровня. Так, в 2019 г. Евгений Власов, студент 2 курса института стал участником международной конференции в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже (Франция). Его участие на форуме столь высокого уровня стало возможным после успешного выступления на конференции в Российском государственном гуманитарном университете (г. Москва) в конце 2018 года. Евгений Власов представил там свое «Осмысление проблемы Холокоста в студенческой среде: опыт социологического исследования (на примере г. Костромы)».

Гульнур Пейшембаева, студентка направления подготовки «Иностранные языки», стала одной из двадцати участников международного волонтерского лагеря под эгидой ЮНЕСКО «Разное наследие: культурное, сакральное и природное», который открылся в Санкт-Петербурге 20 июля и продлится до 1 августа.
В августе 2019 г. в городе Оренбурге прошел Международный молодёжный форум "Евразия global". В мероприятии приняла активное участие и наша студентка направления «Филология» Елизавета Демидова.

10 сентября институт организовал и провел круглый стол "Культура, язык и образование в современном мире". Мероприятие проводилось в рамках Международной недели КГУ, с участием студентов из Баларуси, Германии и Чехии. Студенты и преподаватели обсудили состояние и тенденции развития гуманитарного образования с собственных точек зрения, обменялись мнениями об актуальных программах международного студенческого обмена, рассказали о региональных культурно-исторических традициях.

В октябре депутаты Костромской областной Думы поддержали кандидатуру студентки КГУ Полины Титовой на получение думской стипендии имени В.Г. Корнилова. Полина Титова - третьекурсница Костромского государственного университета, учится по направлению подготовки «Журналистика» в институте гуманитарных наук и социальных технологий.

Студенты института – Никита Лихачев и Мария Матаева (Журналистика) – стали победителями конкурса на лучшую концепцию радиопередач, приуроченного к празднованию 75-летнего юбилея областного радиовещания. Первый эфир состоялся 10 ноября 1944 года. Студенческий проект об отношениях мужчин и женщин «Между нами» был представлен Губернатору Костромской области С.К. Ситникову, главе администрации города и главам местных поселений, посетивших юбилейное мероприятие. В качестве награды студентам была предложена возможность реализации проекта в эфире «Радио России: Кострома».

Кафедра иностранных языков и кафедра романо-германских языков активно привлекают студентов к участию в международных научных мероприятиях, содействуя и сопровождая деятельность обучающихся. Так, студентка Полина Бородулина (Направление: 46.03.01 (030600.62) История) стала победителем олимпиады по английскому языку среди студентов неязыковых специальностей, организованной Высшей школой Оснабрюка (Германия). При участии преподавателей кафедры студенты приняли участие в работе Международного летнего университета «В сердце Европы» (Германия).

Для студентов университета кафедрой иностранных языков проводятся студенческие фонетические конкурсы, олимпиады, викторины, конкурсы на лучший перевод для студентов, специально не изучающих иностранный язык. Традиционным является фонетический конкурс.

В институте гуманитарных наук и социальных технологий созданы и успешно функционируют студенческие объединения, реализующие поддерживаемые университетом проекты: «Медиацентр КГУ», «Доступная среда как фактор социальной адаптации инвалидов по зрению с помощью СМИ», «Формирование социального имиджа работодателя средствами масс-медиа».

В институте гуманитарных наук и социальных технологий реализуется проект университетского телевидения (коллективный грант). Проект курируется преподавателями, а в качестве организаторов и исполнителей задействованы студенты. У студентов, обучающихся по направлению 42.03.02 (031300.62) «Журналистика», есть хорошие возможности развить профессиональные компетенции.

В институте внедрены и умело реализуются технологии проектной деятельности, которая является частью образовательной деятельности. Проектная деятельность способна мотивировать к занятию профессиональной деятельностью за счет актуализации интересов, потребностей и мотивов студентов к активной деятельности, формировать способности гибкой адаптации к быстро меняющимся жизненным ситуациям в силу возможности выбора траектории обучения, используется для развития способности самостоятельно критически мыслить, развития способности генерировать новые идеи, развития и совершенствования творческого мышления, совершенствования коммуникативной компетенции. 

Top