Научная деятельность

Кафедра реализует и развивает научные направления – "Инновационные технологии в преподавании иностранных языков" (руководитель канд. филол. наук, доцент Т.В. Антонова), "Актуальные проблемы межкультурной коммуникации" (руководитель канд. психол. наук, доцент Н.Е. Королева). Также преподаватели работают над своими инициативными темами научно-исследовательской работы: "Инновационные методики изучения иностранных языков в неязыковом вузе" (к.п.н., доцент Н.Ю. Шепелева), "Применение коммуникативных методик преподавания иностранного языка студентам первой ступени обучения неязыковых специальностей вузов и повышение мотивации при его изучении" (канд. культурол., доцент С.А. Смирнова), "Новые информационные технологии в контексте преподавания иностранных языков" (канд. культурол., доцент А.А. Веснин), "ESP- английский для специальных целей. Методика преподавания английского языка в неязыковом вузе" (ст. преп. Я.А. Асаткина), "Особенности преподавания профессионального английского в неязыковом вузе" (канд. культурол., доцент Е.Ю. Глазова, ст. преп. О.Н. Корнилова), "Коммуникативные методики преподавания иностранного языка в вузе" (канд. культурол., доцент М.В. Константинова), "Современные методы в преподавании немецкого языка в нелингвистическом вузе" (к.ф.н., доцент Л.Н. Румянцева).

Преподаватели кафедры проводят исследования в таких областях, как филология, педагогика, психология, теория и методика профессионального образования, методика преподавания иностранных языков, психолингвистика, культурология, лингвострановедение, лингвокраеведение. Формы реализации научных проектов: публикации научных статей; подготовка, проведение и участие в научных конференциях, посвященных самым разнообразным тематикам и направлениям.

С мая 2019 года Институтом гуманитарных наук и социальных технологий при участии кафедры иностранных языков на базе Костромского государственного университета ежегодно проводится Международная научно-практическая конференция "Языки и культуры" в рамках Фестиваля языков и культур. 

В  апреле 2020 года кафедрой проводилось секционное заседание в рамках 72-й Межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых «Ступени роста», секция «Возможности современной студенческой проектной, исследовательской и научной деятельности и ее практическая реализация на занятиях по иностранному языку».

Кафедра участвует в оргкомитете по подготовке и проведению студенческого форума «Университет как пространство культуры» в рамках ежегодного студенческого фестиваля «Твои века, Кострома».

Студенты под руководством опытных преподавателей кафедры проводят исследования в области развития языка, истории культуры западных стран, особый приоритет имеют вопросы духовной культуры, культурологические аспекты, истории традиционных культур народов Запада. Студенты активно участвуют в научных конференциях, выступая с докладами, публикуют свои работы в сборниках как в соавторстве с научными руководителями, так и без соавторства. 

 

Межвузовский научно-методический семинар «Инновационные технологии в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе»     

19 февраля 2021 г. на интернет-платформе Zoom кафедра иностранных языков Института гуманитарных наук и социальных технологий КГУ провела заседание межвузовского научно-методического семинара на тему «Инновационные технологии в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе».

Его участниками стали около 60 преподавателей иностранных языков вузов России:

  • ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет»
  • ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»
  • «Международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ) (г. Ярославль)
  • Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
  • ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»
  • ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет»
  • ФГБОУ ВО «Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина»
  • Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко
  • ФГБОУ ВО «Костромская государственная сельскохозяйственная академия»

Главной целью научного мероприятия, организованного кафедрой иностранных языков КГУ, стало стремление объединить педагогические усилия языковых кафедр в деле преподавания иностранных языков, а также обменяться опытом работы в дистанционном формате и проведения внеурочных мероприятий для обучающихся.

Выбор тематики семинара был обусловлен тенденциями в современном высшем образовании. Сегодня информатизация учебного процесса с помощью активного внедрения информационно-коммуникативных технологий стала актуальной задачей обучения и может быть использована для формирования лингвокоммуникативной компетенции студентов.

Вопрос перехода на дистанционное обучение не стал внезапным для преподавателей кафедры иностранных языков КГУ. Преподаватели иностранных языков уже давно используют дистанционные технологии на своих занятиях. Пришло время поделиться опытом.

После приветственного слова проректора по научной работе КГУ Груздева В.В. докладчики семинара поделились с коллегами научно-методическим и учебно-методическим опытом работы на цифровых интерактивных образовательных платформах и с интерактивными приложениями и программами.

Сегодня существуют широкие возможности интеграции разнообразного обучающего контента в онлайн-курсы, которые может создать каждый преподаватель.

В ходе дальнейшего обсуждения поднимался вопрос о проведении внеурочных мероприятий по иностранным языкам.

Участники семинара подчеркнули, что именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей не только освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей функции образования.

Участники научно-практического семинара отметили, что проведение таких мероприятий способствует расширению и углублению знаний в области современных методов и технологий преподавания иностранных языков.

В завершении встречи участники онлайн-семинара поблагодарили друг друга за предоставленную возможность познакомиться с опытом работы различных вузов России.

Семинар прошел успешно, и его организаторы надеются, что он станет традиционным в качестве актуальной формы профессионального общения преподавателей иностранных языков.

Кафедра иностранных языков выражает благодарность Денисову Артему Руфимовичу за техническую поддержку, а также всем коллегам, принявшим участие в семинаре в качестве докладчиков или слушателей.

Надеемся на дальнейшее сотрудничество!

 

Публикационная деятельность кафедры

Автор/авторы Название публикации Выходные данные публикации
Антонова Т.В. Стратегия скаффолдинга в обучении иностранному языку (статья) Актуальные вопросы современного языкознания и тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом вузе: теория и практика. Сборник статей и тезисов выступлений межвузовского научно-методического семинара преподавателей иностранных языков. - Кострома: Изд-во "Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза  С.К. Тимошенко", 2019. - С. 17-24.
Антонова Т.В. Потенциал реверсивной технологии в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе (статья) Вестник КГУ. Серия Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2020. – № 1. – С. 187-191.
Антонова Т.В. О визуализации в обучении иностранному языку (статья) Актуальные вопросы современного языкознания и тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом вузе: теория и практика. Сборник статей и тезисов выступлений межвузовского научно-методического семинара преподавателей иностранных Кафедра иностранных языков языков (23 октября 2019 год). – Кострома: Изд-во "Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко", 2020. – С. 21-28.
Асаткина Я.А., Кондратьева А.В. Некоторые выводы о процессе проникновения и функционирования англицизмов в русском языке на современном этапе (статья) Языки и культуры: материалы Междунар. науч.практ. конф., Кострома, 23-24 мая 2019 г. / науч. ред. Н.С. Ганцовская; отв. ред. и сост. Г.Д. Неганова. - Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2019. - С. 40-46.
Веснин А.А. Новые цифровые технологии и проблема плоской земли (статья) Актуальные технологии преподавания в высшей школе: материалы научно-методической конференции, Кострома, 5 июня 2019 г. / отв. ред. Сокова Г.Г., Исакова Л.А.; гл. ред. Тимонина Л.И. - Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2019. С. - 136-138.
Веснин А.А. Диалоги о науках (учебно-методическое пособие) Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2020. - 76 с.
Комлева Е.В. Применение интерактивных образовательных технологий при обучении грамматическим конструкциям иностранного языка (статья) Языки и культуры: материалы Междунар. науч.практ. конф., Кострома, 23-24 мая 2019 г. / науч. ред. Н.С. Ганцовская; отв. ред. и сост. Г.Д. Неганова. - Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2019. - С. 254-258.
Комова С.П. Актуальность и основные аспекты использования кейс метода (case study) в преподавании профессионально ориентированного иностранного языка студентам неязыковых направлений (статья) Актуальные технологии преподавания в высшей школе: материалы научно-методической конференции, Кострома, 5 июня 2019 г. / отв. ред. Сокова Г.Г., Исакова Л.А.; гл. ред. Тимонина Л.И. - Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2019. С. - 107-111.
Коновалова Н.Б. Особенности международных систем оцинвая уровня владения языком (экзамены DELF-DALF) (статья) Проблемы и перспективы развития науки и образования в XXI веке [Электронный ресурс] / Издателска Къщф "СОРоС", Научно-издательский центр "Мир науки". - Электрон. текст. данн. (2,12 Мб). - Нефтекамск: Научно-издательский цент "Мир науки", 2019. - 1 оптический  компакт-диск (CD-ROM). - Загл. с тит. экрана. - С. 171-175.
Иванова Н.В., Коновалова Н.Б. К вопросу о переводе слов-реалий (на материале французсклшл и русского языка) (статья) Языки и культуры: материалы Междунар. науч.практ. конф., Кострома, 23-24 мая 2019 г. / науч. ред. Н.С. Ганцовская; отв. ред. и сост. Г.Д. Неганова. - Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2019. - С. 230-236.
Корнилова О.Н. Игоровые методы и приемы обучения лексикеи грамматике студентов неязыковых направлений (статья) Языки и культуры: материалы Междунар. науч.практ. конф., Кострома, 23-24 мая 2019 г. / науч. ред. Н.С. Ганцовская; отв. ред. и сост. Г.Д. Неганова. - Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2019. - С. 259-266.
Корнилова О.Н. Современные технологии профессионально ориентированного обучения иностранному языку (статья) Лингвистика, переводоведение и методика обучения иностранным языкам: актуальные проблемы и перспективы: сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (28 марта 2019 г.) / под ред. О.Ю. Ивановой. - Орел: ОГУ имени И.С.Тургенева, 2019. - С. 544-548.
Королева Н.Е. Использование интегрированных заданий в обучении иностранному языку (статья) Актуальные вопросы современного языкознания и тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом вузе: теория и практика. Сборник статей и тезисов выступлений межвузовского научно-методического семинара преподавателей иностранных языков. - Кострома: Изд-во "Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза  С.К. Тимошенко", 2020. - С. 190-196.
Макарова М.С.,
Потехина Т.А.,
Фаррис Н.А.
Clothes make perfect (учебно-методическое пособие) Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2019. - 50 с.
Новикова Н.Н. Проектная работа на занятиях по иностранному языку как важный шаг к учебной автономии (статья) Вестник КГУ. Серия Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2019. - №. 2. - С. 163-167.
Румянцева Л.Н. Преимущества геймификации в обучении иностранным языкам (статья) Актуальные технологии преподавания в высшей школе: материалы научно-методической конференции, Кострома, 5 июня 2019 г. / отв. ред. Сокова Г.Г., Исакова Л.А.; гл. ред. Тимонина Л.И. - Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2019. С. - 76-80.
Румянцева Л.Н. Durchblick im Beruf:
Deutsch in der Rechtswissenschaft (учебно-методическое пособие)
Электронные текстовые, граф. дан. – Кострома : Изд-во Костром. гос.
ун-та, 2019. – Режим доступа : http://marcweb.kstu.edu.ru/Work.asp?ValueDB=31&DisplayDB=%C3%EB%E0%E2%ED%FB%E9%A0%EA%E0%F2%E0%EB%EE%E3. – Загл. с экрана.
Румянцева Л.Н. Durchblick im Beruf:
Deutsch in der Wirtschaft (учебно-методическое пособие)
Электронные текстовые, граф. дан. – Кострома : Изд-во Костром. гос. ун-та, 2019. – Режим доступа : http://marcweb.kstu.edu.ru/Work.asp?ValueDB=31&DisplayDB=%C3%EB%E0%E2%ED%FB%E9%A0%EA%E0%F2%E0%EB%EE%E3. – Загл. с экрана.
Сизова Н.Е. Формирование беглости речи при обучении говорению на иностранном языке (статья) Языки и культуры: материалы Междунар. науч.практ. конф., Кострома, 23-24 мая 2019 г. / науч. ред. Н.С. Ганцовская; отв. ред. и сост. Г.Д. Неганова. - Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2019. - С. 408-414.
Смирнова С.А. Воплощение идеи "The power of yet" американского психолога Кэрол Дуэк при работе со студентами-иностранцами на занятиях по английскому языку (статья) Актуальные вопросы современного языкознания и тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом вузе: теория и практика. Сборник статей и тезисов выступлений межвузовского научно-методического семинара преподавателей иностранных языков. - Кострома: Изд-во "Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза  С.К. Тимошенко", 2019. - С. 224-228.
Смирнова С.А. Профессионально-ориентированный английский для магистрантов психолого-педагогических направлений подготовки (учебно-методическое пособие) Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2019. - 59 с.
Турыгин А.А., Хабибова Л.В. Призрак 1866 года и образование Германской Империи (статья) История. Общество. Политика. Сетевое научное периодическое издание [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://www.clio-brgu.ru. - 2019. - № 2 (10). - С. 36-42.
Турыгин А.А., Хабибова Л.В. Конец иллюзий: Пангерманский союз и Третий рейх (статья) История. Общество. Политика. Сетевое научное периодическое издание [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://www.clio-brgu.ru. - 2019. - № 1 (9). - С. 84-93.
Шелепова Н.Ю. Использование приемов и методик изучения английского языка в смешанных группах, где обучаются иностранные студенты (статья) Вестник КГУ. Серия Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2019. - №. 1. - С. 195-198.

Дата обновления: 08.12.2020

  • дата редактирования:24.02.2021
Top