АННОТАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
I. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
1. Наименование инновационного образовательного проекта –организации-соискателя
Система подготовки кадров для организации воспитательной деятельности в образовательных организациях
2. Направление инновационной деятельности:
разработка, апробация и (или) внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
3. Цель (цели) инновационного образовательного проекта: разработка и внедрение межпрофильной системы подготовки кадров для организации воспитательной работы в соответствие с требованиями Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, Примерной программы воспитания, утвержденной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию.
4. Задачи инновационного образовательного процесса:
‑ разработка компетентностной модели специалиста по воспитанию на основе профессионального стандарта 01.005 Специалист по воспитанию, требований Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, Примерной программы воспитания, утвержденной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию;
‑ формирование ценностно-целевой модели образовательной деятельности в области подготовки кадров для воспитательной работы в образовательных организациях;
‑ разработка и реализация примерной программы воспитания будущего учителя в образовательных организациях высшего образования, в том числе структурно-технологической модели образовательной деятельности в области подготовки кадров для воспитательной работы в образовательных организациях, включающей в себя: событийно-повседневную структуру образовательного процесса (в том числе аудиторной и внеаудиторной деятельности), модель предметно-пространственной среды образовательной организации высшего образования, технологическое, учебно-методической и кадровое обеспечение образовательной деятельности, модель самоуправления образовательной организации.
‑ разработка и внедрение критериев и диагностического инструментария для оценки эффективности образовательной деятельности в области подготовки кадров для воспитательной работы в образовательных организациях.
5. Основная идея инновационного образовательного проекта:
Воспитательная система вуза должна быть по ценностно-целевым, структурным, средовым и технологическим параметрам конгруэнтна проектируемой воспитательной системе школы. Будущий педагог в университете должен получить такой опыт включенности в эталонную воспитательную систему, который может быть перенесен на условия образовательных организаций других типов при сохранении ключевых принципов:
‑ ценностно-смысловой, эмоциональной, коммуникативной и деятельной насыщенности;
‑ сочетания событийности и повседневности;
‑ наращивания субъектности каждого воспитанника;
‑ ориентации на коллективность и взаимодействие;
‑ поливариативности содержания.
6. Период реализации инновационного образовательного процесса: 2021-2023 гг.
7. Обоснование актуальности выполнения инновационного образовательного проекта:
Актуальность проекта обусловлена реально существующим противоречием между государственной необходимостью и социальной значимостью реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации, Примерной программы воспитания, утвержденной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, с одной стороны, и отсутствием единой модели подготовки студентов направления «Педагогическое образование» к воспитательной деятельности в школе и других типах образовательных организаций, с другой стороны.
При наличии Примерной программы воспитания на уровне общего образования, необходимо разработать модель и программу подготовки к воспитательной работе для университетов как профильных, так и реализующих программы педагогического образования в многопрофильной структуре вуза.
На настоящий момент воспитательная работа со студентами строится в вузах РФ разнородно и дискретно. Некоторые университеты придают большое значение внеаудиторной работе и используют ее как важный и существенный ресурс профессионального становления будущего педагога, но в других вузах воспитательная деятельность может ограничиваться творческим и спортивным направлением, реализуемыми традиционно, иногда стихийно и не выстроенными в связи с образовательной программой.
Такая негативная ситуация особенна характерна для многопрофильных университетов, когда психолого-педагогическая подготовка значительно вытеснена предметной. Собственно педагогические компетенции иногда остаются на втором плане по сравнению с глубоким погружением в предметную область деятельности будущего учителя. В этом случае потенциалы воспитательной деятельности остаются невостребованными и неиспользованными, а педагоги приходят в образовательные организации неготовыми к организации воспитания, немотивированными к этой деятельности, считая воспитание второстепенной и ненужной педагогической работой, которая вытесняется и скрывается за задачами обучения. Эта ситуация может быть преодолена при наличии эталонных моделей подготовки обучающихся направления подготовки «Педагогическое образование» к воспитательной деятельности в образовательных организациях различных типов. Эта задача становится особенно актуальной, учитывая изменения, внесенные Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся", суть которых заключается в том числе во включении воспитательной деятельности как обязательной составляющей в образовательные программы всех уровней образования.
Исследования воспитания детей и молодежи в различных институтах современного общества являются традиционными для Костромского государственного университета. В работах преподавателей и сотрудников вуза разработаны подходы, технологии различных аспектов воспитания детей, подростков, молодежи в образовательных организациях разного типа. Предпринято теоретическое обобщение педагогического обеспечения профессионального становления будущего педагога в высшем учебном заведении. Более полувека КГУ сохраняет известность как авторитетный центр научного осмысления проблем детского и молодежного движения, как лидер педагогики и психологии социального воспитания. В ходе исследований разработаны принципиально новые подходы к характеристике детского объединения как общественного формирования. Выработан новый взгляд на роль, позицию, статус, функции взрослого в детском движении. В 2017 году выполнен проект по Госзаданию Минобрнауки по теме: «Комплексное исследование системы воспитания в образовательных организациях общего образования в 2016-2017 учебном году и разработка научно-обоснованных предложений по ее оптимизации на федеральном и региональном уровнях». В том же году были изданы сборник «Технологии воспитания в общеобразовательных организациях», пособия «Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации», «Подготовка вожатых к работе в детско-юношеской организации» и др. В 2018 году выполнен проект по Госзаданию Минобрнауки «Исследование состояния и перспективы развития кадрового потенциала сферы воспитания. Разработка методики педагогического сопровождения реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации», опубликовано 5 изданий по теме проекта, в том числе учебно-методическое пособие «Педагогическое сопровождение реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации»; методические рекомендации «Методика педагогического сопровождения реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации».
Кроме того, Костромской государственный университет имеет опыт проведения крупных научных событий в форме всероссийских конференций, посвященных проблемам социального воспитания. Конференции организуются каждые три года. В 2020 году была проведена III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 85-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина «Психология и педагогика социального воспитания» (Кострома, 3–5 марта 2020 г.). По итогам конференции издана коллективная монография. Этот, как и ранее изданные труды, свидетельствуют о наличии достаточных научных заделов для выполнения нового проекта.
Новизна предлагаемых решений состоит в попытке разработать и апробировать примерную программу воспитания будущего учителя в образовательных организациях высшего образования, основанную на задачах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, соответствующую и подготавливающую реализацию Примерной программы воспитания в образовательных организациях общего образования.
Инновационность проекта состоит в попытке разработать и апробировать ценностно-целевую, структурную (событийно-повседневную) и технологическую модель воспитательной деятельности в вузе, включение обучающегося в которую эффективно решает двуединую задачу:
‑ профессиональное и гражданское воспитание студента, которое обеспечивает личностное развитие обучающегося, включая принятие и деятельностную реализацию обучающимся социально-значимых ценностей российского общества;
‑ приобретение студентами профессионального опыта участия, организации, инициирования разных форм воспитательной деятельности, который, будучи рефлексивно обработан и интериоризирован, может эффективно переноситься на условия образовательных организаций разных типов.
8. Область практического использования и применения результатов инновационного образовательного проекта организации-соискателя с указанием целевой аудитории.
Результаты проекта могут быть оформлены как примерная программа воспитания будущих учителей и использоваться при проектировании и реализации образовательных программ уровней бакалавриата и магистратуры УГСН 44.00.00 Образование и педагогическое науки. Целевая аудитория – педагогические университеты и многопрофильные университеты, реализующие программы УГСН 44.00.00 Образование и педагогическое науки.
9. Материалы, презентующие инновационный образовательный проект организации-соискателя.
Учебные и учебно-методически издания по тематике инновационного образовательного проекта:
https://drive.google.com/file/d/1xjUUB6xHy53elutaD7cr26BMrNVC7x1X/view?usp=sharing
https://drive.google.com/file/d/1UwslGT7Oot3NwmDRAeKJLsbPzu6vw07d/view?usp=sharing
https://drive.google.com/file/d/1SjMPbK75fPz5NAReZVKDbUQs6Y2uS3fI/view?usp=sharing
https://drive.google.com/file/d/1gSDk5sviGlxX0f_8-kNDDQpq7pEdKW1-/view?usp=sharing
https://drive.google.com/file/d/1nZbpz7E9GRCJyoaE7ATWlvSmUyk50715/view?usp=sharing
Избранные статьи по тематике инновационного образовательного проекта:
https://drive.google.com/file/d/1SjMPbK75fPz5NAReZVKDbUQs6Y2uS3fI/view?usp=sharing
https://drive.google.com/file/d/16P9Wa9w7jMsAMfgTnUGWzwgt91trD8sq/view?usp=sharing
Презентация:
https://drive.google.com/file/d/18Eh0tv136aOXDCnvqRuZu02P8kLl8eOe/view?usp=sharing
Описание реализуемого проекта модернизации педагогического образования в КГУ:
https://drive.google.com/file/d/1KQmATqIP_8hg0Xdf5fRrgGEPNgqfsCCS/view?usp=sharing
10. Планируемое ресурсное обеспечение организации-соискателя
10.1. Финансовое обеспечение реализации инновационного образовательного проекта организации-соискателя: 1500 тыс. руб.
№ п/п | Источник финансирования реализации инновационного образовательного проекта | Планируемые статьи расходов при реализации инновационного образовательного проекта |
1. | Собственные средства вуза |
Организация воспитательных мероприятий, обеспечение деятельности студенческих объединений Развитие предметно-пространственного компонента воспитывающей среды Издание печатной продукции Разработка информационных ресурсов Оплата организаторам и участникам проекта |
10.2 Кадровое обеспечение организации-соискателя при реализации инновационного образовательного проекта
№ п/п | ФИО специалиста | Место работы, должность, ученая степень, ученое звание специалиста (при наличии) | Опыт работы специалиста в международных, федеральных и региональных проектах в сфере образования и науки за последние 5 лет | Функции специалиста в рамках реализации инновационного образовательного проекта |
1. | Самохвалова Анна Геннадьевна | ФГБОУ ВО «КГУ», директор Института педагогики и психологии, д.пс.н., профессор |
2014-2015 гг. – исполнитель по гранту КГУ им. Н.А. Некрасова «Развитие совладания и психологических защит в детском и подростковом возрасте в аспекте ситуационной контекстуализации»; 2016 г. - исполнитель по гранту Костромской областной Думы «Профилактика суицидального поведения детей и подростков»; 2017 - исполнитель госзадания Министерства образования и науки РФ «Комплексное исследование системы воспитания в образовательных организациях общего образования в 2016-2017 учебном году и разработка научно-обоснованных предложений по ее оптимизации на федеральном и региональном уровнях» (проект 27.4374.2017/НМ); 2018 - руководитель Государственного задания Министерства образования и науки РФ "Исследование состояния и перспективы развития кадрового потенциала сферы воспитания. Разработка методики педагогического сопровождения реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации" (проект №27.12892.2018/12.1) 2017-2019 г. – руководитель гранта РФФИ «Коммуникативные трудности ребенка в поликультурной социальной среде: факторы возникновения и способы преодоления» (проект № 17-06-00607-ОГН). Является федеральным экспертом по апробации и внедрению Примерной программы воспитания по Костромской и Ивановской области |
Руководитель |
2. | Тимонина Любовь Ильинична | ФГБОУ ВО «КГУ», проректор по учебно-методической работе |
2017 - исполнитель госзадания Министерства образования и науки РФ «Комплексное исследование системы воспитания в образовательных организациях общего образования в 2016-2017 учебном году и разработка научно-обоснованных предложений по ее оптимизации на федеральном и региональном уровнях» (проект 27.4374.2017/НМ); 2018 - исполнитель Государственного задания Министерства образования и науки РФ "Исследование состояния и перспективы развития кадрового потенциала сферы воспитания. Разработка методики педагогического сопровождения реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации" (проект №27.12892.2018/12.1) |
Координатор |
3. | Скрябина Ольга Борисовна | ФГБОУ ВО «КГУ», проректор по развитию социокультурной среды и воспитанию |
2017-2019 г. – РФФИ «Коммуникативные трудности ребенка в поликультурной социальной среде: факторы возникновения и способы преодоления» (проект № 17-06-00607-ОГН) и 2018 - исполнитель Государственного задания Министерства образования и науки РФ "Исследование состояния и перспективы развития кадрового потенциала сферы воспитания. Разработка методики педагогического сопровождения реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации" (проект №27.12892.2018/12.1) |
Координатор |
4. | Воронцова Анна Валерьевна | ФГБОУ ВО «КГУ», заведующий кафедрой педагогики и акмеологии личности, к.пед.н., доцент | 2018 - исполнитель Государственного задания Министерства образования и науки РФ "Исследование состояния и перспективы развития кадрового потенциала сферы воспитания. Разработка методики педагогического сопровождения реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации" (проект №27.12892.2018/12.1) | Разработчик идеи, координатор |
5. | Петрова Мария Сергеевна | ФГБОУ ВО «КГУ», начальник отдела реализации государственной молодежной политики, профилактической и просветительской работы КГУ, к.пед.н., доцент |
2017 - исполнитель госзадания Министерства образования и науки РФ «Комплексное исследование системы воспитания в образовательных организациях общего образования в 2016-2017 учебном году и разработка научно-обоснованных предложений по ее оптимизации на федеральном и региональном уровнях» (проект 27.4374.2017/НМ); 2018 - исполнитель Государственного задания Министерства образования и науки РФ "Исследование состояния и перспективы развития кадрового потенциала сферы воспитания. Разработка методики педагогического сопровождения реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации" (проект №27.12892.2018/12.1) |
Организатор |
6. | Корсакова Анастасия Александровна | ФГБОУ ВО «КГУ», специалистотдела реализации государственной молодежной политики, профилактической и просветительской работы КГУ | 2018 - исполнитель Государственного задания Министерства образования и науки РФ "Исследование состояния и перспективы развития кадрового потенциала сферы воспитания. Разработка методики педагогического сопровождения реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации" (проект №27.12892.2018/12.1) | Организатор |
7. | Вишневская Оксана Николаевна | ФГБОУ ВО «КГУ», доцент кафедры педагогики и акмеологии личности, к.пс.н. | 2017-2019 г. – исполнитель гранта РФФИ «Коммуникативные трудности ребенка в поликультурной социальной среде: факторы возникновения и способы преодоления» (проект № 17-06-00607-ОГН) | Организатор |
10.3 Нормативно-правовое обеспечение при реализации инновационного образовательного проекта
№ п/п | Наименование нормативного правового акта | Краткое обоснование применения нормативного правового акта в рамках реализации инновационного образовательного проекта организации-соискателя |
1. | Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" | Используется понятийный аппарат, регламентированная структура образовательной программы |
2. | Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" | Используются ценностно-целевые ориентиры воспитания, основные содержательные направления развития воспитания |
Проект Примерной программы воспитания, утвержденный Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию |
Используется структурная модель воспитания в школе как целевая для проектирования системы воспитания в вузе |
10.4 Организации-соисполнители инновационного образовательного проекта (организации-партнеры при реализации инновационного образовательного проекта)
№ п/п | Наименование организации-соисполнители инновационного образовательного проекта (организации-партнеры при реализации инновационного образовательного проекта) | Основные функции организации-соисполнители инновационного образовательного проекта (организации-партнеры при реализации инновационного образовательного проекта) |
1. |
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Костромской областной институт развития образования" |
Координация деятельности по апробации Примерной программы воспитания на уровне общего образования и разработки примерной программы воспитания будущего учителя |
2. | Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Костромской области Дворец творчества | Экспериментальная площадка для формирования практических компетенций будущих воспитателей |
3. | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Костромы "Средняя общеобразовательная школа №29" | Экспериментальная площадка для формирования практических компетенций будущих воспитателей |
II. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ-СОИСКАТЕЛЕМ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
1. Программа мероприятий в рамках реализации инновационного образовательного проекта организацией-соискателем
№п/п | Мероприятие программы | Описание требований, предъявляемых к работам по реализации мероприятий (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики (при необходимости), спецификации и др.) | Основные результаты реализации мероприятий программы | Ожидаемые результаты инновационной деятельности |
2021 | ||||
1. | Разработка компетентностной модели педагога, организующего воспитательную деятельность | Перечень компетенций, соответствующих требованиях ФГОС 44.03.00, профессионального стандарта 01.005, Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года | Компетентностная модель | Наличие целевой модели подготовки педагога, организующего воспитательную деятельность |
2. | Формирование ценностно-целевой модели обучающихся подготовки к воспитательной деятельности | Постановка целей и задач подготовки педагога к воспитательной деятельности, разработка ценностного профиля будущего педагога | Ценностно-целевая модель подготовки педагога к воспитательной деятельности | Наличие ценностно-целевой компоненты примерной программы воспитания в образовательной организации высшего образования |
3. | Анализ актуального состояния сформированности компетенций в области воспитания у обучающихся старших курсов программ бакалавриата направлений педагогического образования | Оценка сформированности компетенций в соответствие с разработанной компетентностной моделью и валидным инструментарием | Оценка актуального состояния сформированности компетенций в области воспитания у обучающихся старших курсов программ бакалавриата направлений педагогического образования | Наличие объективных научно-обоснованных данных об актуальном состоянии проблемы |
2022 | ||||
1. | Разработка содержания учебных модулей и практик в структуре ОП бакалавриата направлений Педагогическое образование, ориентированных на подготовку обучающихся к воспитательной деятельности | Соответствие содержания модулей и практик требованиям ФГОС 44.03.00, профессионального стандарта 01.005, Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года | Типовые модули подготовки к воспитательной деятельности в структуре ОП 44.03.00 Педагогическое образование | Наличие программно-методического обеспечения для внедрения модулей подготовки к воспитательной работе в ОП 44.03.00 Педагогическое образование |
2. | Разработка примерной программы воспитания в образовательной организации высшего образования | Соответствие содержания программы Примерной программе воспитания в общем образовании, конкретность, технологичность, вариативность программы | Примерная программа воспитания в образовательной организации высшего образования | Наличие примерной программы воспитания в образовательной организации высшего образования позволит более целенаправленно и системно организовывать подготовку студентов к воспитательной работе в школе |
2023 | ||||
1. | Апробация примерной программы воспитания в образовательной организации высшего образования | Внедрение программы в полноте компонентов на нескольких профилях направлений подготовки 44.03.00 Педагогическое образование | Методические рекомендации на основе опыта внедрения программы | Наличие методических рекомендаций позволит осуществлять редукцию опыта в другие образовательные организации |
2. | Апробация учебных модулей и практик в структуре ОП бакалавриата направлений Педагогическое образование, ориентированных на подготовку обучающихся к воспитательной деятельности | Внедрение и методическое сопровождение учебных модулей в полноте компонентов на нескольких профилях направлений подготовки 44.03.00 Педагогическое образование | Методические рекомендации на основе опыта внедрения учебных модулей | Наличие методических рекомендаций позволит осуществлять редукцию опыта в другие образовательные организации |
2. Календарный план реализации мероприятий в рамках инновационного образовательного проекта организацией-соискателем
Год реализации | Мероприятия | Срок (период) выполнения |
2021 | Разработка компетентностной модели педагога, организующего воспитательную деятельность | Январь-май 2021 |
2021 | Формирование ценностно-целевой модели обучающихся подготовки к воспитательной деятельности | Июнь-август 2021 |
2021 | Анализ актуального состояния сформированности компетенций в области воспитания у обучающихся старших курсов программ бакалавриата направлений педагогического образования | Сентябрь-декабрь 2021 |
2022 | Разработка содержания учебных модулей и практик в структуре ОП бакалавриата направлений Педагогическое образование, ориентированных на подготовку обучающихся к воспитательной деятельности | Январь-июнь 2020 |
2022 |
Разработка примерной программы воспитания в образовательной организации высшего образования |
Июль-декабрь 2022 |
2023 |
Апробация примерной программы воспитания в образовательной организации высшего образования | Январь-декабрь 2023 |
2023 | Апробация учебных модулей и практик в структуре ОП бакалавриата направлений Педагогическое образование, ориентированных на подготовку обучающихся к воспитательной деятельности | Январь-декабрь 2023 |
3. Способы апробации и распространения результатов инновационного образовательного проекта
‑ представление результатов инновационного образовательного проекта на собраниях педагогического сообщества разного уровня (заседаниях ФУМО, педагогических форумах, круглых столах и т.д.);
‑ представление результатов инновационного образовательного проекта на научных собраниях по вопросам развития педагогического образования (научно-практических конференциях разного уровня);
- проведение Всероссийского форума для будущих педагогов «Педзагрузка: курс на воспитание»;
‑ публикация результатов инновационного образовательного проекта в резензируемых журналах, издание учебно-методических пособий, монографии.
4. Механизмы внутренней оценки эффективности (мониторинг качества реализации) инновационного образовательного проекта организацией-соискателем
‑ независимая экспертиза ценностно-целевой и компетентностной модели педагога, организующего воспитательную работу в образовательной организации;
‑ независимая экспертиза учебных модулей, ориентированных на подготовку будущего педагога к воспитательной работе в образовательной организации;
‑ независимая экспертиза примерной программы воспитания будущего педагога;
‑ оценка компетентностной динамики обучающихся, включенных в апробацию спроектированных учебных модулей и примерной программы воспитания будущего учителя;
‑ оценка удовлетворенности участников воспитательной деятельности, организованной в ходе апробации спроектированных учебных модулей и примерной программы воспитания будущего учителя.
5. Возможные риски при реализации инновационного образовательного проекта и предложения организации –соискателя по способам их преодоления
Осложнение ситуации с пандемией коронавируса COVID-19, минимизация присутственных воспитательных мероприятий и в связи с этим – сложности с апробацией примерной программы воспитания будущего учителя в образовательной организации высшего образования. Возможные способы преодоления – увеличение сроков реализации проекта; расширение ресурсов цифрового образования.
6. Практическая значимость инновационных решений в рамках реализации инновационного образовательного проекта
В ходе реализации проекта будет разработан пул продуктов, которые могут быть внедрены в образовательные программы направлений подготовки Педагогическое образование и повысить эффективность подготовки будущих учителей к воспитательной работе в образовательных организациях разных типов, в том числе: ценностно-целевая модель подготовки будущего учителя к воспитательной работе; компетентностная модель воспитателя, учебные модули подготовки будущего учителя к воспитательной работе, примерная программа воспитания будущего учителя в образовательной организации высшего образования.
7. Ожидаемые внешние эффекты от реализации инновационного образовательного проекта
‑ повышение качества подготовки будущих учителей, повышение эффективности воспитательной работы молодого учителя;
‑ повышение мотивации и готовности выпускников направлений педагогического образования к работе в образовательных организациях и реализации воспитательных функций;
‑ возрастание имиджа Костромского государственного университета как центра компетенций в области подготовки кадров для воспитания;
‑ при внедрении продуктов проекта – повышение качества подготовки будущих воспитателей в педагогических университетах и многопрофильных вузах, реализующих программы педагогического образования.
8. Перспективы развития проекта после завершения срока реализации
Устойчивость проекта обеспечивается возможностями его перевода в операционный режим. Проектная деятельность позволяет разработать и внедрить новые методики/события/взаимоотношения. Будучи включенными в систему образовательных отношений они удержатся без дополнительных ресурсов и стимулов. Так, например, качественно разработанный учебный модуль потребует много ресурсов на этапе внедрения, но в дальнейшем облегчит труд преподавателя и будет поддерживаться по собственной инициативе. Примерная программа воспитания будущего учителя, также будучи очень затратной на этапе разработки, при условии ее внедрения будет практиковаться преподавателями, так как это повышает качество обязательной с недавних времен воспитательной деятельности и уже не требует значительных методических усилий. Эту логику можно перенести на все элементы или направления деятельности в проекте. Безусловно, отсев некоторых инноваций произойдет, но большинство останется в образовательной и воспитательной практике.
9. Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного образовательного проекта, включая предложения по внесению изменений в законодательство
Рассмотреть пул продуктов, которые могут быть внедрены в образовательные программы направлений подготовки Педагогическое образование, в том числе: ценностно-целевая модель подготовки будущего учителя к воспитательной работе; компетентностная модель воспитателя, учебные модули подготовки будущего учителя к воспитательной работе, примерная программа воспитания будущего учителя в образовательной организации высшего образования, как программно-методический комплект на заседании Федерального учебно-методического объединения в области педагогического образования.
Общие требования | Предложения организации-соискателя |
Размещение информации о реализации инновационного образовательного проекта в ИС ФИП и(или) на прочих сайтах образовательных организаций в сети Интернет, включая размещение информации об участии в работе методических сетей организаций (при наличии) | 9 |
Презентация опыта деятельности ФИП (не менее одной презентации) и (или) выступление на всероссийских, межрегиональных мероприятиях (не менее одного выступления) | 6 |
Краткое описание модели и практики осуществления ФИП инновационной деятельности для формирования годового отчета о деятельности общей сети ФИП в 2020 году | 1 |